Человек с восприятием мира как у летучих мышей

Летучим мышам, наверное, не составило бы труда представить мир глазами человека. У многих видов животных зрение по меньшей мере не хуже, чем у человека. Насекомоядные летучие мыши и некоторые из видов летучих мышей, питающиеся фруктами, при поиске пищи могут «видеть» гораздо больше благодаря эхолокации. Она представляет собой систему щелчков, скрежещущих звуков и криков на высоте до 120 децибел, что соответствует звуку сирены проезжающей мимо «скорой помощи». К счастью, это лишь ультразвуки, которые находятся за пределами восприятия человеческого уха.

Точность эхолокации феноменальна. Согласно исследованию, опубликованному в 2010 году (Journal of the Acoustical Society of America, т. 128, с. 1467), некоторые летучие мыши способны определять расстояние до потенциальной добычи с точностью до 4—13 мм. Для насекомоядных летучих мышей этого достаточно, чтобы схватить насекомое с помощью крыльев, прежде чем отправить его в рот. Летучие мыши способны различать своих собратьев по малейшим отличиям в издаваемых звуках, подобно тому как мы различаем голоса людей.

Людям сложно представить подобный мир звуков, поскольку в первую очередь мы полагаемся на визуальную информацию. Однако есть некоторые люди, чье восприятие мира похоже на восприятие летучих мышей. Один из таких людей — Даниэль Киш. Он родился слепым, но, еще будучи ребенком, начал исследовать окружающее пространство, щелкая языком и прислушиваясь к эху, исходящему от людей и предметов. Он описывает эхо от окружающих предметов и образы, связанные с ним, как «вспышки света в полной темноте», и этого достаточно, чтобы он мог ехать на велосипеде по тихим дорогам и гулять без сопровождения. Когда мы говорим по телефону, Киш даже описывает комнату, где я нахожусь, и мебель в этой комнате, основываясь на отзвуках эха, которые он может слышать.

Однако у такой впечатляющей способности есть свои пределы. В отличие от летучей мыши, он не может проследить движение объекта, ориентируясь на эхо от своих щелчков. В то время как летучие мыши, используя эхолокацию, могут отличить один вид насекомых от другого, «эхолокация» Киша не настолько развита, чтобы различить людей и даже чтобы отличить лицо от баскетбольного мяча. Однако он, будучи человеком, способен восполнять «пробелы». Поэтому Киш даже может играть в баскетбол, определяя с помощью эха, где находятся игроки и мяч.

Тем не менее изучая метод Киша, человек может приблизительно представить, как видят мир летучие мыши. Киш советует практиковаться вне помещений, лучше всего где-нибудь в тихом месте, например в поле или в большой комнате, не создающей слишком много эха. Повяжите на глаза повязку и попросите кого-нибудь встать позади вас, но так, чтобы человек не стал основной «мишенью» вашей «эхолокации». Затем попросите кого-нибудь подержать какой-нибудь крупный предмет с хорошим резонансом — например, глубокую миску — на расстоянии нескольких сантиметров от вашего лица, громко щелкните языком и слушайте. Немного погадав, вы сможете определить форму. Затем возьмите что-то более сложное, например неглубокое металлическое блюдо, чтобы понять, как звучат различные объекты. Со временем вы, возможно, начнете «видеть» разные предметы внутренним взором — может быть, именно так, как видят мир летучие мыши.

Нейроны вместо кисточки

16–17 ноября в лектории Политехнического музея (Москва) состоится первый научно-художественный симпозиум «Brainstorms: художник в контексте нейронаук», который организует Laboratoria Art&Science Space.

Физики и лирики объединились для разгадки тайн "Черной могилы"

Солнце позирует

Ядерный спектроскопический телескоп NASA NuSTAR сделал уникальные кадры Солнца. Ему впервые удалось сделать детализированное изображение звезды.

Как жидкость течет под действием электрического поля

Рукотворная планета Земля

Эксперимент - штука сложная. Но бывают занимательные эксперименты, которые вошли в историю.  В одном из таких опытов ученые решили смоделировать планету Земля в... простой теплице.