cентябрь-ноябрь 2020
September – November 2020
09-11 октября 2020

Новый род бактерий открыт в гиперсолёном содовом озере на Алтае

Сотрудники МГУ совместно с российскими коллегами выделили из гиперсолёного озера Кулундинской степи на Алтае новый штамм бактерий. Исследования штамма показали, что находка принадлежит к новому виду и роду. Учёные тщательно изучили морфологию, физиологию нового организма, который они назвали Cyclonatronum proteivorans, а также провели молекулярно-генетический анализ. Ценность открытой бактерии заключается в её способности производить энергопреобразующий белок, запасающий энергию света. Результаты исследования опубликованы13 ноября в журнале Frontiers in Microbiology.

Бактерии-экстремофилы живут в условиях, малопригодных для жизни. Примерами среды их обитания могут быть термальные источники, где температура может превышать 80оС, глубокие льды Антарктики, где температуры значительно ниже нуля и почти нет света, а также гиперсолёные водоёмы, где концентрация солей близка к насыщающей. Это значительно выше, чем внутри клетки, и вызывает у неприспособленных организмов осмотический стресс и скорую гибель. Чтобы приспособиться к таким условиям, организмы приобретают специальный набор признаков. Так, обитатели льдов снабжены молекулами-криопротекторами, микроорганизмы, живущие близ термальных источников, — арсеналом белков теплового шока.

Природное мелководное гиперсолёное содовое озеро Горчина-3 (Кулундинская степь, Алтай), из которого был выделен штамм Омега

Биологические молекулы, позволяющие микроорганизмам функционировать в экстремальных условиях, часто оказываются ценными в промышленности или фармакологии. Эта особенность микроорганизмов-экстремофилов с середины прошлого века привлекает исследователей со всего мира. Один из авторов исследования, российский биолог Дмитрий Сорокин — организатор и неизменный участник экспедиций в Алтайский край — отобрал микробиологические пробы из гиперсолёного озера Кулундинской степи. Из этих проб авторы исследования — отечественные биологи — вывели культуру бактерий, которая оказалась неизвестным науке родом и видом, принадлежащим глубокой филогенетической ветви в недавно описанном типе бактерий Balneolaeota. Новый вид учёные назвали Cyclonatronum proteivorans.

Чтобы получить чистую культуру бактерий, учёные в июле 2011 года отобрали микробиологические пробы с плёнки из отложений гиперсолёного озера. Далее последовала работа с клетками в лаборатории. Сначала учёные подготовили в колбах Эрленмейера среду, близкую по pH и содержанию солей к воде озера, откуда были отобраны пробы. Затем высеяли на этой среде бактерии и инкубировали их с соблюдением теплового и светового режимов, близких к природным. Культуру бактерий с подпиткой выдерживали два года, чтобы получить достаточный объём биомассы. В течение нескольких месяцев смешанная культура стабилизировалась, на ней выросло 2 вида галофильных (тяготеющих к засоленным местообитаниям) цианобактерий. Учёные идентифицировали их принадлежность к родам Geitlerinema и Nodosilinea.

Карты смысла. Архитектура верования

«Союз-2.1б» со спутниками OneWeb вывезли на старт

В соответствии с решением Государственной комиссии сегодня утром, 3 февраля 2020 года, ракета-носитель «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат-М» и британскими спутниками связи OneWeb на борту была вывезена из монтажно-испытательного корпуса и установлена на стартовом

Начаты экспериментальные работы по двигателю ракеты «Союз-5»

Бактерий нашли даже под дном Индийского океана

Российские ученые разработали новый метод МРТ-диагностики при инсульте

Физики построили рекордно длинную микроволновую квантовую связь

Швейцарские физики реализовали когерентную связь между двумя квантовыми системами при помощи охлажденного микроволнового волновода.

Что такое нанотехнологии?

Видели ли вы когда-нибудь монитор, толщина которого меньше миллиметра? А несгораемую и непромокаемую бумагу? Или одежду, которую невозможно испачкать? Это не фантастика! Это то, что ожидает нас в недалеком будущем.

Тайна первой планеты

Несуществующий спутник Меркурия положил начало изучению Вселенной в экстремальном диапазоне.