Биологи МГУ обнаружили два новых вида мешкогрудых раков в глубоководных иглокожих

Сотрудники биологического факультета МГУ обнаружили в офиурах (родственниках морских звёзд), обитающих в Курило-Камчатском желобе на глубине свыше 5000 метров, 2 новых вида паразитирующих мешкогрудых раков (сем. Ascothoracidae). Кроме того, учёные использовали сканирующий электронный микроскоп для детального описания строения этой группы организмов. Исследование проходило в рамках университетского мегапроекта «Ноев ковчег», поддержанного Российским научным фондом (РНФ), его результаты опубликованы в престижном издании Marine Biodiversity.

В настоящее время науке известны около 2 миллионов видов живых организмов, однако, по оценкам учёных, около 80% биоразнообразия остаётся неизвестным. Исследование некоторых сообществ, особенно глубоководных, зачастую затруднено, потому что требует специального оборудования и больших средств. Но изучать биоразнообразие важно, чтобы понимать функционирование экосистем и составлять модели их поведения в изменяющихся условиях, что особенно актуально в контексте глобального потепления.

Фотография офиуры Ophiacantha pacifica, инфицированной паразитом Ascothorax rybakovi

Сотрудники кафедры зоологии беспозвоночных биологического факультета МГУ в 2016 году отобрали с помощью специального глубоководного трала образцы грунта и его обитателей из Курило-Камчатского желоба. Глубина траления составляла 5150-5700 метров. Во время разбора проб биологи обнаружили несколько морских офиур видов Amphiophiura pacifica и Ophiacantha pacifica c изменениями морфологии. Их центральный диск был деформирован, а покровы вокруг цист с паразитами — обесцвечены.

При детальном изучении оказалось, что изменения морских иглокожих вызваны обитающими в них паразитическими ракообразными из семейства мешкогрудых раков (Ascothoracidae). Однако идентифицировать их не удалось. Биологи тщательно проанализировали строение паразитов с помощью светового и сканирующего электронного микроскопов и описали два новых вида: Ascothorax rybakovi и Cardiosaccus pedri. Новоописанные виды учёные назвали в честь выдающихся исследователей морских паразитических ракообразных Алексея Рыбакова и Pedro Martinez Arbizu.

«Благодаря использованию сканирующего электронного микроскопа (СЭМ) удалось детально исследовать морфологию паразитов, включая ультраструктуру, — прокомментировал ведущий научный сотрудник беломорской биологической станции биологического факультета МГУ Григорий Колбасов. — В частности, мы смогли выделить новый род этих ракообразных и описать их личиночные стадии.»

Внутри исследованных паразитических рачков биологи обнаружили паразитические личинки других ракообразных из семейства Cryptoniscidae. Такое явление, когда организмы паразитируют на паразитах, в биологии называется гиперпаразитизмом.

«Произведена ревизия паразитического семейства Ascothoracidae. Проанализированы характер воздействия паразита на хозяина, распространение и вертикальное распределение всех видов семейства. Показано, что паразиты могут вызывать кастрацию хозяина и представлены космополитическими глубоководными формами», — рассказал Григорий Колбасов.

Образцы ракообразных пополнили фонды Национального банка-депозитария живых систем и хранятся в типовой коллекции Зоологического музея МГУ. Исследование проходило в рамках направления «Животные» мегапроекта Московского университета «Ноев ковчег», поддержанного Российским научным фондом (РНФ).

Ежегодно в рамках проекта «Ноев ковчег» проходит свыше 80 экспедиций как по России, так и в страны ближнего и дальнего зарубежья. По их результатам учёные открывают новые виды живых организмов, получают данные о структуре и функционировании морских и наземных экосистем. Так, недавно исследователи из МГУ выяснили, что за последние 30 лет растения тундр стали выше на 8 см, и открыли новый вид амфибий в горных пещерах Таиланда.

Источник: Пресс-служба МГУ

Ученые МГУ выяснили, почему литий-воздушные аккумуляторы приходят в негодность

Сотрудники физического и химического факультетов МГУ имени М.В.Ломоносова при помощи моделирования определили, какие процессы лежат в основе перехода электродов литий-в

Прекрасная школа будущего

Когда математика не убеждает

Парадокс Монти Холла — одна из известных задач теории вероятностей, решение которой, на первый взгляд, противоречит здравому смыслу.

Европейский университет поставил нейросеть в полиции