cентябрь-ноябрь 2020
September – November 2020
09-11 октября 2020

Биологи МГУ обнаружили два новых вида мешкогрудых раков в глубоководных иглокожих

Сотрудники биологического факультета МГУ обнаружили в офиурах (родственниках морских звёзд), обитающих в Курило-Камчатском желобе на глубине свыше 5000 метров, 2 новых вида паразитирующих мешкогрудых раков (сем. Ascothoracidae). Кроме того, учёные использовали сканирующий электронный микроскоп для детального описания строения этой группы организмов. Исследование проходило в рамках университетского мегапроекта «Ноев ковчег», поддержанного Российским научным фондом (РНФ), его результаты опубликованы в престижном издании Marine Biodiversity.

В настоящее время науке известны около 2 миллионов видов живых организмов, однако, по оценкам учёных, около 80% биоразнообразия остаётся неизвестным. Исследование некоторых сообществ, особенно глубоководных, зачастую затруднено, потому что требует специального оборудования и больших средств. Но изучать биоразнообразие важно, чтобы понимать функционирование экосистем и составлять модели их поведения в изменяющихся условиях, что особенно актуально в контексте глобального потепления.

Фотография офиуры Ophiacantha pacifica, инфицированной паразитом Ascothorax rybakovi

Сотрудники кафедры зоологии беспозвоночных биологического факультета МГУ в 2016 году отобрали с помощью специального глубоководного трала образцы грунта и его обитателей из Курило-Камчатского желоба. Глубина траления составляла 5150-5700 метров. Во время разбора проб биологи обнаружили несколько морских офиур видов Amphiophiura pacifica и Ophiacantha pacifica c изменениями морфологии. Их центральный диск был деформирован, а покровы вокруг цист с паразитами — обесцвечены.

При детальном изучении оказалось, что изменения морских иглокожих вызваны обитающими в них паразитическими ракообразными из семейства мешкогрудых раков (Ascothoracidae). Однако идентифицировать их не удалось. Биологи тщательно проанализировали строение паразитов с помощью светового и сканирующего электронного микроскопов и описали два новых вида: Ascothorax rybakovi и Cardiosaccus pedri. Новоописанные виды учёные назвали в честь выдающихся исследователей морских паразитических ракообразных Алексея Рыбакова и Pedro Martinez Arbizu.

«Благодаря использованию сканирующего электронного микроскопа (СЭМ) удалось детально исследовать морфологию паразитов, включая ультраструктуру, — прокомментировал ведущий научный сотрудник беломорской биологической станции биологического факультета МГУ Григорий Колбасов. — В частности, мы смогли выделить новый род этих ракообразных и описать их личиночные стадии.»

Внутри исследованных паразитических рачков биологи обнаружили паразитические личинки других ракообразных из семейства Cryptoniscidae. Такое явление, когда организмы паразитируют на паразитах, в биологии называется гиперпаразитизмом.

«Произведена ревизия паразитического семейства Ascothoracidae. Проанализированы характер воздействия паразита на хозяина, распространение и вертикальное распределение всех видов семейства. Показано, что паразиты могут вызывать кастрацию хозяина и представлены космополитическими глубоководными формами», — рассказал Григорий Колбасов.

Образцы ракообразных пополнили фонды Национального банка-депозитария живых систем и хранятся в типовой коллекции Зоологического музея МГУ. Исследование проходило в рамках направления «Животные» мегапроекта Московского университета «Ноев ковчег», поддержанного Российским научным фондом (РНФ).

Ежегодно в рамках проекта «Ноев ковчег» проходит свыше 80 экспедиций как по России, так и в страны ближнего и дальнего зарубежья. По их результатам учёные открывают новые виды живых организмов, получают данные о структуре и функционировании морских и наземных экосистем. Так, недавно исследователи из МГУ выяснили, что за последние 30 лет растения тундр стали выше на 8 см, и открыли новый вид амфибий в горных пещерах Таиланда.

Источник: Пресс-служба МГУ

Карты смысла. Архитектура верования

«Союз-2.1б» со спутниками OneWeb вывезли на старт

В соответствии с решением Государственной комиссии сегодня утром, 3 февраля 2020 года, ракета-носитель «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат-М» и британскими спутниками связи OneWeb на борту была вывезена из монтажно-испытательного корпуса и установлена на стартовом

Начаты экспериментальные работы по двигателю ракеты «Союз-5»

Выявлена еще одна связанная с инфарктом молекула микроРНК

НАСА объявило имя нового марсохода

До сих пор новый марсоход НАСА называли просто Mars 2020, но теперь НАСА объявило его официальное имя.

Крыс научили водить машинку

Американским психологам удалось научить крыс управлять транспортным средством — небольшой машинкой из пластикового контейнера на колесиках, которую можно направлять вперед, а также вправо и влево с помощью управляющих рычагов.

Российские ученые усовершенствовали метод химического анализа проб сложного состава