Учёные МГУ выявили лучшие способы извлечения красителей из водных сред

Химики МГУ исследовали поглощение пищевых красителей различными сорбентами и подготовили рекомендации по выбору наиболее эффективных способов извлечения (сорбции). Работа ученых опубликована в издании Microchemical Journal.

В настоящее время более 60 видов синтетических красителей используют в пищевой промышленности, фармацевтике, косметологии и парфюмерии. Некоторые из них обладают негативной биологической активностью — в высокой концентрации являются мутагенами, аллергенами или канцерогенами. В окружающую среду красители попадают со сточными водами предприятий промышленности. Обладая малой способностью к фото- и биодеградации, красители накапливаются в окружающей среде. В связи с этим остро встает проблема разработки простых способов очистки сточных вод и методов их экспресс-мониторинга.

В зависимости от объекта анализа различают несколько способов выделения пищевых красителей, основными из которых являются сорбция и экстракция различными растворителями, а в некоторых случаях сочетание этих способов. Сорбционное извлечение (извлечение с помощью сорбентов) — один из преобладающих методов выделения красителей из сложных объектов, основанный на селективном выделении интересующих веществ из смеси твердым поглотителем — сорбентом. Этот метод извлечения выгодно отличает высокая эффективность, технологичность, легкость интеграции в системы химического анализа и экологическая безопасность.

Для извлечения пищевых красителей используют такие сорбенты как шерсть, пенополиуретаны, полиамидные сорбенты, оксид алюминия, а также неполярные сорбенты: гидрофобизированный (не смачивающийся водой) силикагель и сорбенты, включающие одновременно гидрофильные, и липофильные центры.

«Химики-аналитики нашего факультета под руководством ведущего научного сотрудника кафедры аналитической химии, доктора химических наук Татьяны Тихомировой подготовили рекомендации по выбору сорбента для различных потенциально опасных для окружающей среды красителей», — рассказал и.о. декана химического факультета МГУ член-корреспондент РАН Степан Калмыков.

Сотрудники Лаборатории концентрирования выбрали ряд пищевых красителей и проверили эффективность их сорбции коммерчески доступными сорбентами. «При выборе сорбентов мы учитывали в первую очередь их химические и структурные особенности, эффективность по отношению к выбранным красителям, а также доступность для использования в химическом анализе», — уточнил один из участников исследования, старший научный сотрудник, доктор химических наук Владимир Апяри.

Для исследования были отобраны три типа синтетических красителей различных классов, которые разрешены для применения в РФ в качестве пищевых добавок. Химики из МГУ выяснили, что азокрасители лучше сорбируются сверхсшитым полистиролом и оксидом алюминия, а трифенилметановые и хинофталоновые красители — сверхсшитым полистиролом и гидрофобизированным силикагелем. В рамках исследования аналитики предложили новую методику прямого определения красителей, которая позволяет сократить количество стадий анализа, упрощает и удешевляет процедуру. Кроме того, показана возможность эффективного извлечения красителей из больших объемов разбавленных растворов, что может быть использовано для очистки сточных вод.

Механики МГУ изучили влияние белковых процессов на деятельность мышц

Сотрудники Научно-исследовательского института механики МГУ имени М.В.Ломоносова опровергли теорию о влиянии снижения числа белка миозина в мышцах на расположение регул

Рукотворная планета Земля

Эксперимент - штука сложная. Но бывают занимательные эксперименты, которые вошли в историю.  В одном из таких опытов ученые решили смоделировать планету Земля в... простой теплице.

Ученые из России выяснили, как ведет себя вода при закалке стали

Ученые создали проект нового детектора гравитационных волн

Международная группа ученых при участии исследователей из МГУ имени М.В.Ломоносова разработала проект нового космического детектора гравитационных волн в миллигерцовом диапазоне частот.

Изучено взаимодействие древних пород в бассейне Лимпопо