Химики МГУ: оловоорганика критически замедляет процессы в раковых клетках

Сотрудники химического факультета МГУ синтезировали оловоорганические соединения, продемонстрировавшие высокую токсичность по отношению к раковым клеткам. Исследование выполнено под руководством профессора химического факультета МГУ Елены Милаевой. Результаты опубликованы в журнале Applied Organometallic Chemistry.

Содержащие олово органические соединения известны давно. Их применяют в промышленности в качестве конструкционных материалов, герметиков, компонентов лаков и покрытий. Однако оловоорганические соединения токсичны, что сильно ограничивало их применение. Но именно это свойство вызывает интерес исследователей в последние десятилетия в области медицинской химии при создании новых лекарств против рака.

Механизм действия органических соединений олова основан на способности молекул связываться с сульфгидрильными группами белков, азотистыми основаниями ДНК, тем самым нарушая процесс репликации и транскрипции ДНК. Нарушение приводит к задержке в клеточном цикле и, в конечном счете, к гибели клетки. Таким способом можно бороться с раковыми клетками.

В 1980-ые годы впервые были синтезированы и успешно протестированы первые соединения на основе дибутилолова против рака молочной железы. А с 2004 года на фармацевтическом рынке существует единственный препарат олова, который применяют для лечения макулодистрофии, тяжелого заболевания глаз. «Сейчас этот препарат находится в клинических испытаниях и для лечения рака, — рассказал и.о. декана химического факультета МГУ член-корреспондент РАН Степан Калмыков. — Но он такой один, а, значит, потенциал оловоорганики в области противораковых препаратов ещё не использован. Поэтому сотрудники кафедры медицинской химии химического факультета МГУ в сотрудничестве с учеными из Казанского федерального университета и Института физиологически активных веществ РАН (г. Черноголовка) синтезировали ряд оловоорганических соединений и проверили их действие на опухолевые клетки».

С помощью специальных тестов химики определили высокую цитотоксическую активность оловоорганических веществ по отношению к большому ряду клеточных линий рака человека. «Ранее нами было установлено, что изученные тиолаты олова проявляют более высокую токсичность по отношению к раковым клеткам по сравнению с нормальными клетками фибробластов (MRC-5), в некоторых случаях значения IC50 различается в 2 раза», — пояснила один из авторов работы, научный сотрудник химического факультета МГУ Юлия Грачева.

IC50 — индикатор ингибирования биохимических процессов каким-либо веществом. Его значение показывает концентрацию ингибитора, при которой процессы замедляются вдвое. Разница в два раза означает, что концентрация препарата, при которой в раковой клетке вдвое замедляются процессы (что для неё оказывается критичным), некритично замедляет процессы в обычной клетке и не убивает её.

Вопрос селективности действия веществ по отношению к раковым и нормальным клеткам является ключевым при разработке кандидатов в лекарственные средства. «Поэтому для снижения общей токсичности соединений мы ввели в молекулы защитный фрагмент фенола, — рассказала Юлия Грачева. —Тестирования на нормальных клетках запланированы на ближайшее время». Она пояснила, что новые соединения содержат один общий органический фрагмент — 2,6-ди-трет-бутилфенол. Это аналог природного антиоксиданта — витамина Е, который помогает защищать здоровые клетки при химиотерапии опухолей. Благодаря наличию витаминного фрагмента все синтезированные вещества и обладают двояким действием — губительным для раковых клеток, но защитным по отношению к соседним здоровым клеткам.

Источник: Пресс-служба МГУ

Ученые МГУ выяснили, почему литий-воздушные аккумуляторы приходят в негодность

Сотрудники физического и химического факультетов МГУ имени М.В.Ломоносова при помощи моделирования определили, какие процессы лежат в основе перехода электродов литий-в

Прекрасная школа будущего

Когда математика не убеждает

Парадокс Монти Холла — одна из известных задач теории вероятностей, решение которой, на первый взгляд, противоречит здравому смыслу.

Европейский университет поставил нейросеть в полиции