Учёные МГУ выявили метод, с помощью которого можно эффективно диагностировать патологии у плода

Студенты и сотрудники Медицинского научно-образовательного центра (МНОЦ) МГУ сравнили два наиболее распространённых метода выделения ДНК ребёнка из крови беременных женщин. Их исследование осуществляется при поддержке государственного задания МГУ и программы «УМНИК» Фонда содействия инновациям. Результаты работы опубликованы в журнале Molecular and Cellular Probes.

В 1997 году зарубежные исследователи обнаружили, что в крови беременных женщин встречается генетический материал плода — внеклеточная фетальная ДНК. Это открытие послужило толчком к развитию неинвазивной диагностики патологий плода. Сейчас на рынке существует множество наборов для выделения внеклеточной ДНК из крови — это могут быть и остатки генетического материала бактерий, вирусов или лизированных клеток — однако ни один из них не стандартизован для выделения именно фетальной ДНК.

В медицинской практике чаще всего применяют два набора для выделения фетальной ДНК: DSP Virus Kit и Circulating Nucleic Acid Kit. Команда исследователей из МНОЦ МГУ решила сравнить эффективность этих наборов применительно к выделению фетальной ДНК. «Впервые для оценки эффективности выделения фетальной ДНК были применены такие современные подходы, как цифровая ПЦР на чипах и ферментативная рестрикция, чувствительная к метилированию. Применение специальных ферментов-рестриктаз позволило отделить ДНК плода от материнской на основании того, что промоторные участки некоторых генов плода подвергнуты отличающимися от материнских эпигенетическим модификациям», — рассказал первый автор исследования, студент факультета фундаментальной медицины МГУ Марк Джайн.

С помощью арсенала современных методов учёные выяснили, что сравниваемые наборы отнюдь не одинаково эффективны для выделения фетальной ДНК. Circulating Nucleic Acid Kit показал в тестах более высокие результаты: с ним удалось выделить вдвое больше генетического материала плода. С другой стороны, этот набор почти втрое дороже другого. Тем не менее DSP Virus Kit все же подходит для проведения генетических исследований, связанных с качественным анализом.

«Благодаря анализу ингибиторов ПЦР и изучению емкостных способностей сорбентов, поставляемых с наборами для выделения ДНК, мы смогли выявить причины заблуждения многих исследователей о равной эффективности сравниваемых наборов, — уточнил Марк Джайн. — Определение наиболее оптимального набора для выделения фетальной ДНК позволит не только повысить качество всех манипуляций, включающих анализ фетальной ДНК, но и, возможно, послужит толчком к развитию новых подходов к неинвазивной пренатальной диагностике по генетическому материалу плода».

Марк Джайн с коллегами в рамках своего проекта также изобрели неинвазивный способ диагностики синдрома Дауна на 9-й неделе беременности. Заявка на патентование нового метода уже находится на рассмотрении патентной комиссии.

Источник: Пресс-служба МГУ