Физики создали эффективный перестраиваемый лазер для медиков и геологов

Ученые из МГТУ им. Н.Э. Баумана совместно с Миланским политехническим институтом создали лазер, работающий в среднем ИК-диапазоне, на основе монокристалла селенида кадмия с хромом. Такие лазеры позволят эффективнее решать задачи в области зондирования атмосферы, в системах высокоточной спектроскопии и лазерной хирургии. Работа выполнена рамках Президентской программы исследовательских проектов.

«Мы решаем проблемы по созданию твердотельных лазеров среднего инфракрасного диапазона. Чтобы лазеры стали эффективными и надежными, необходимо улучшить свойства лазерных кристаллов, в частности, преодолеть высокую степень отражения лазерного излучения от их рабочих поверхностей и снять другие вопросы», – рассказывает Владимир Лазарев, кандидат технических наук, доцент, начальник лаборатории стабилизированных лазерных систем Научно-образовательного центра «Фотоника и ИК-техника» МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Коллектив лаборатории Лазарева с итальянскими коллегами создал эффективный перестраиваемый (меняющий длину волны излучения) лазер на основе монокристалла селинида кадмия с добавлением ионов хрома (Cr:CdSe). Темно-серые соединения селенида кадмия обычно используются в различных областях техники, включая изготовление фотосопротивлений для солнечных батарей и окон для приборов ИК-техники, особое место в современных исследованиях занимают наночастицы из селенида кадмия, обладающего способностью к свечению. По словам ученых, лазеры на таких кристаллах – наиболее перспективные и еще не дошедшие до коммерческого применения устройства. Газовые лазеры громоздки и токсичны, углекислотные лазеры имеют большую длину волны, а отечественная технология для разработки квантово-каскадных лазеров еще далека от совершенства. К тому же, трудность состоит в получении импульсов высокой энергии, поэтому исследователи используют относительно новый класс лазеров на кристаллах.

В результате экспериментов лазер на основе кристалла селенида кадмия с хромом продемонстрировал непрерывную генерацию с мощностью в 1 Ватт, достаточной для проведения важнейших хирургических операций, приемлемой для инфракрасного лазера длиной волны около 2,65 микрометров и с эффективностью (КПД) 50 %.

«В настоящее время разрабатываются новые лазерные источники среднего ИК-диапазона. Особенностью данного диапазона является наличие множества характерных колебательно-вращательных линий молекул, наличие сильных линий поглощения воды, что открывает широкие перспективы применения лазеров для создания лидаров для экологического мониторинга атмосферы на наличие вредных примесей, газоанализаторов для детектирования взрывчатых веществ, а также для диагностики утечек природного газа и нефти из трубопроводов и нужд лазерной хирургии и медицинской диагностики», — отмечает Владимир.

Источник: Дайджест РНФ

Дмитрий Медведев подписал распоряжение «О проведении в 2019 году Международного года Периодической таблицы химических элементов»

Противораковые мифы

Рак по-прежнему стоит на первой ступеньке весьма печального подиума. Почти треть всех случаев возникновения рака можно было бы избежать. До сих пор нет возможности предугадать время появления болезни и сказать, кого она коснется.

Криобанка о Резерфорде

АВТОРЫ: Мария Павлова, Дарья Чехович, Елена Трухан, Никита Лавренов.

Биологи МГУ обнаружили два новых вида мешкогрудых раков в глубоководных иглокожих

Сотрудники биологического факультета МГУ обнаружили в офиурах (родственниках морских звёзд), обитающих в Курило-Камчатском желобе на глубине свыше 5000 метров, 2 новых вида паразитирующих мешкогрудых раков (сем. Ascothoracidae).

Добрый день, iPhone слушает

Приложение Siri из iPhone 4S способно воспринимать обычную речь, что практически делает из него персонального секретаря. С помощью приложения можно легко узнать прогноз погоды или назначить встречу — для этого нужно просто озвучить свою просьбу.