cентябрь-ноябрь 2020
September – November 2020
09-11 октября 2020

Генетики СПбГУ и врачи Петербурга помогли семье с редкой наследственной патологией родить здорового ребенка

Исследователи Санкт-Петербургского университета и ведущих медицинских учреждений города смогли ассоциировать редкую наследственную патологию у ребенка — синдром Ноя — Лаксовой — с мутацией в гене PHGDH. Совместная работа ученых и медиков помогла семье спланировать беременность и родить здорового малыша. О том, какая современная медицинская генетическая диагностика сегодня доступна жителям Северной столицы, рассказали петербургские генетики на Science-ланче в СПбГУ.

Уникальный случай исследователи описали в журнале «Медицинская генетика»: в Медико-генетический диагностический центр Петербурга (МГЦ) обратилась молодая семейная пара, которая ждала появления малыша. Будущие родители знали, что у них в роду есть наследственные заболевания почек, поэтому захотели выяснить, не будет ли подобных проблем у их первенца. Хотя риски рождения ребенка с конкретными наследственными патологиями оказались низкими, врачи заметили отставание в развитии плода. После рождения мальчику поставили предварительный диагноз: микроцефалия (недоразвитие черепа и головного мозга) в структуре наследственного синдрома.

Назвать конкретное заболевание врачи затруднялись: слишком нетипичными оказались внешние признаки ребенка. Специалисты МГЦ, городской больницы № 40, СПбГУ и НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии имени Отта впервые в России осуществили сложную многоступенчатую молекулярно-генетическую и клиническую диагностику ДНК семьи и смогли выяснить, что у мамы, папы и ребенка есть мутации в гене PHGDH, которые ассоциированы с двумя заболеваниями: синдромом Ноя — Лаксовой и дефицитом фермента фосфоглицератдегидрогеназы.

В содружестве с 40-й больницей и Институтом Отта мы разработали нестандартный биоинформатический протокол для анализа молекулы ДНК с помощью экзомного секвенирования и накопления баз данных. Алгоритмы, созданные в СПбГУ, уже сегодня сравнимы с работами зарубежных коллег и даже в чем-то превосходят их, а данный случай показал, что мы можем решать такие задачи не только в теории, но и на практике.

Как рассказала врач-генетик МГЦ Лидия Лязина, которая консультировала семейную пару, разработка позволила провести генетическое исследование семьи и помочь паре спланировать вторую беременность.

«Осенью 2017 года на свет появилась девочка, — рассказала Лидия Лязина. — При рождении она весила 3100 граммов, рост —50 сантиметров, а результат по шкале Апгар — 9/10 баллов. Это очень хорошие показатели. Я смотрела ее в три месяца: девочка замечательно развивается. Мечта семьи наконец-то осуществилась».

Исследователи отмечают, что современные методы позволяют диагностировать наследственные заболевания только в 30–35 % случаев, то есть только у одного человека из трех удастся с помощью генетического анализа подтвердить диагноз. Ученые СПбГУ работают над тем, чтобы увеличить список заболеваний, которые можно диагностировать таким образом, а также над тем, чтобы процент их выявляемости увеличивался: к примеру, для некоторых детских эндокринных заболеваний (MODY-диабет) он уже составляет 50 %.

«Почему сегодня очень важно изучать такие заболевания? — объясняет Олег Глотов, ведущий научный сотрудник Института трансляционной биомедицины СПбГУ, руководитель сектора клинико-генетических исследований городской больницы № 40. — Потому что они не так уж и редки: почти 5000 заболеваний имеют доказательную генетическую основу, а Всемирная организация здравоохранения предполагает, что наследственных заболеваний существует около 10 000. Цифры приблизительные, возможно, их даже больше. Причем суммарная частота моногенных заболеваний — одно на сто рождений. Это достаточно часто, просто раньше технологии не позволяли их выявлять, а современные методы делают диагностику гораздо более эффективной».

«Санкт-Петербург, имея, с одной стороны, достаточно большое население, в то же время имеет достаточно большую концентрацию специалистов медико-генетической службы в одном центре, чего, к примеру, нет в Москве. Здесь сложился такой удивительный альянс генетиков, возможности которого продемонстрировали Олег и Андрей Глотовы, которые вышли из моей лаборатории», — подвел итоги встречи Владислав Баранов, профессор СПбГУ, главный специалист Комитета здравоохранения Северной столицы по медицинской генетике, заведующий лабораторией пренатальной диагностики наследственных и врожденных заболеваний НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии имени Д. О. Отта.

В мероприятии также приняли участие исполняющий обязанности главного врача Медико-генетического диагностического центра Петербурга Константин Карпов, заместитель главного врача городской больницы № 40 Андрей Сарана, представители кафедры медицинской генетики СЗГМУ имени И. И. Мечникова и другие гости.

Генетическое исследование было поддержано грантом Российского научного фонда (проект № 14-50-00069).

Крыс избавили от панического страха перед кошками, перекрыв им кислород

ТАСС, 24 марта. Российские ученые смогли избавить крыс от панического страха перед кошками. Для этого биологи помещали животных в специальные барокамеры, в которых грызуны периодически испытывали недостаток кислорода.

Учёные НИИЯФ МГУ: рентгеновские лазеры прорвались в аттосекундный диапазон

Сотрудники НИИЯФ МГУ в составе международного коллектива учёных предложили и реализовали способ генерации аттосекундных импульсов лазером на свободных электронах и их д

Географ из МГУ проследил изменения влияния города на погоду в Москве за последние полтора века

Сотрудник географического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова Михаил Локощенко выявил сложный характер многолетних изменений температуры и относительной влажности в Мос

Российские и тайваньские ученые об искусственном интеллекте, чипах и болезни Паркинсона

С г-ном Хуан Сунь Жэнем, директором отдела науки и технологий, мы встретились накануне. Энергичный, очень улыбчивый. Никаких проблем с общением: учился в МАТИ, отлично владеет русским языком.

Дозаправка в полете. Вчера и сегодня

Кто придумал заправлять самолёты в воздухе, и как это происходит сейчас?