Ученые из МГУ раскрыли секреты древнего климата России

Климатические условия в центральной части России были крайне нестабильными и переменчивыми в последние четыре тысячи лет, что может объяснять богатство истории нашей страны, заявляют ученые в статье, опубликованной в журнале Quaternary International (проект реализуется в рамках гранта РНФ  прим. ред. сайта rscf.ru).

"Мы обобщили данные, собранные нами в местах раскопок в различных природных зонах Русской равнины. На протяжении нескольких тысяч лет для этой области были характерны значительные колебания климата: холодные эпохи чередовались с теплыми, сухие — с влажными. Такая ритмичность повлекла за собой преобразования всего комплекса природных условий, включая почвы", — рассказывает Александр Макеев из МГУ имени Ломоносова.

До завершения последнего ледникового периода, большая часть европейской и азиатской территории России была погребена под многокилометровым слоем льда и снега. Только 23 тысячи лет назад она начала постепенно освобождаться ото льда, покрываться растительностью и заселяться животными.

Этот процесс, как сегодня предполагают геологи, завершился примерно 12 тысяч лет назад, когда началась новая историческая эпоха – голоцен.

Климатологов и историков давно интересует, как менялся климат будущей России в это время, так как его анализ поможет нам понять, как эти изменения влияли на миграции народов Европы и их культурную эволюцию, и как их жизнь могла, в свою очередь, влиять на природу.

Как передает пресс-служба Российского научного фонда, Макеев и его коллеги сделали первый шаг к раскрытию этих тайн, проанализировав и объединив данные, полученные в ходе анализа почв на стоянках древних людей, живших на территории Чувашии и других приволжских регионов примерно четыре тысячи лет назад и в более поздние исторические эпохи.

Анализируя каждый участок ископаемой древней почвы, ученые не только отслеживали изменения в структуре и химическом составе этих отложений, но и изучали следы пыльцы и прочие растительные останки. Это позволило им выяснить, какие именно экосистемы породили эти отложения и как выглядела природа России в те времена.

Как показал этот анализ, облик большей части Русской равнины очень сильно и часто менялся, за исключением регионов на южной границе современных лесов, где климат был относительно стабильным на протяжении последних четырех тысяч лет. К примеру, современные российские лесостепи циклически покрывались лесами и степями, что отражалось в том, как формировались их почвы и  как много влаги они содержали.

"Эти результаты важны не только для географов и почвоведов — их значение выходит за рамки этих наук. На Русской равнине вторая половина голоцена представляется ареной сложных взаимодействий различных цивилизаций, причем их смены во многом определялись природными ритмами. В этой связи реконструкции почвообразовательных процессов важны для понимания причин миграционных волн", — заключает Макеев.

Самый широкий цветок в мире

Во влажных тропических лесах Индонезии и Филиппин обитает удивительное растение — раффлезия, которую иногда еще называют трупной лилией — столь отвратительный запах издают ее цветы.

Фестиваль NAUKA 0+ стал партнером Международного года

Навстречу маякам. Станьте героем Воннегута и Лема

Вы давно мечтали оказаться внутри сюжета увлекательной книги? Тогда галактики Магеллановы Облака — это для вас. В одной из них находится вымышленная планета Тральфамадор, чьи обитатели, по мнению писателя Курта Воннегута, влияют на ход земных событий.

Солнечный самолёт Рафаэля

Биологи из МГУ выяснили, как начинает синтезироваться белок в живой клетке

Ученые из МГУ имени М.В.Ломоносова под руководством Сергея Дмитриева (НИИ физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского МГУ) прояснили, как живая клетка решает, откуда начать синтез белка.