cентябрь-ноябрь 2020
September – November 2020
09-11 октября 2020

Ученые предложили меры для спасения археологических памятников Арктики

Международный коллектив ученых предложил комплекс мер, благодаря которым удастся избежать утраты археологических памятников Арктики. Холодный и влажный климат региона обеспечивает хорошую сохранность объектов, однако, из-за природных изменений и деятельности человека они оказались на грани исчезновения. Работа поддержана грантом Российского научного фонда (РНФ) и опубликована в журнале ANTIQUITY.

«Мы проанализировали почти полсотни статей и докладов, посвященных исчезающим или уже исчезнувшим памятникам Арктики. Основной целью исследования было показать, насколько хрупкой является археологическая летопись региона и насколько она чувствительна к разнообразным воздействиям. Культурное наследие Арктики – это неотъемлемая часть общего культурного наследия нашей планеты, при этом превосходящая по информативности памятники прочих регионов», – рассказывает Владимир Питулько, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела палеолита Института истории материальной культуры РАН.

В последние годы в научной среде значительно возрос интерес к археологическим памятникам, расположенным в Арктике. Особую ценность имеют биологические остатки (нередки находки туш животных и человеческих мумий), а также изделия из быстро разрушающихся материалов типа кости, дерева, рогов и различных волокон. Холодный и влажный климат позволяет объектам хорошо сохраниться, но из-за климатических изменений – потепления и таяния вечной мерзлоты, сокращения ледового покрытия берегов и их размытия штормами – многие памятники могут быть утрачены. Усугубляют ситуацию сами люди: строится все больше промышленных объектов, увеличивается наплыв туристов, работают в поисках ценных мамонтовых бивней «черные археологи».

Находки на местах стоянок древних людей в Арктике обладают колоссальным потенциалом не только для исторических, но и для биологических исследований. С помощью них можно проследить процессы одомашнивания животных (собак и лошадей), изучить геномы древних организмов, понять, как изменяющиеся условия среды влияли на технологии и культуру древних людей.

В своей работе ученые на конкретных примерах продемонстрировали, как интереснейшие для науки объекты могут быть в одночасье утрачены. Так, ведущиеся раскопки палеолитической стоянки в низовьях реки Яны на северо-западе Яно-Индигирской низменности в Якутии позволили получить уникальные материалы, характеризующие различные стороны жизни древнего человека, заселившего Арктику около 30 тысяч лет назад. Наиболее интересны украшения из слоновой кости с резными узорами тонкой работы. Находки дают представления о символической и ритуальной деятельности, и об эстетическом начале, свойственном людям тех времен.

Янская стоянка, которая существует 32 тыс. лет – объект с богатейшим набором артефактов и исследовательским потенциалом, культурные остатки которого залегают в многолетнемерзлых отложениях, – находится под угрозой уничтожения. Один из участков стоянки был смыт водой в результате действия разрушительных сил реки и повышающейся температуры. На это повлияли особенности положения берега.

Ученые считают, что такая судьба ожидает и остальной комплекс, поэтому они предложили ряд практических решений, способных сохранить археологические памятники Арктики. Мониторинг состояния немногих известных и поиск новых объектов в отдаленных и труднодоступных местах дадут шанс на достижение некоторого прогресса в решении проблемы. Важную роль в этом должно играть сотрудничество с местными жителями. В отдельных случаях возможно использование современных технологичных методов контроля, дронов и спутниковой съемки, но такая задача не может быть решена без участия государства.

«Человек не в состоянии противостоять природным процессам, однако, нельзя равнодушно наблюдать за утратой ценнейшей информации. Этому можно и нужно противопоставлять государственные усилия, направленные по крайней мере на осуществление мониторинга объектов и организацию спасательных мер. Текущее положение во многих частях Арктики ясно показывает, что мы оказались плохо подготовлены к поиску ответа в ситуации, когда природа одномоментно оказывает воздействие на тысячи археологических памятников по всему миру», — заключает Владимир Питулько.

Первый российский аккумуляторный накопитель для Арктики создадут в Новосибирске

Ученые Института силовой электроники (ИСЭ) НГТУ НЭТИ ведут разработку первого российского накопителя для Арктики.

Ученые установили, как белковое окружение наночастиц серебра влияет на их клеточную токсичность

Старшему научному сотруднику химического факультета МГУ Владимиру Боченкову совместно с коллегами из Дании удалось расшифровать механизм взаимодействия наночастиц сереб

Насколько мы остались обезьянами

Древний образ жизни по-прежнему определяет поведение. По крайней мере, отчасти.

NASA запустит новую миссию для исследования бурь на Солнце

ВАШИНГТОН, 31 марта. /ТАСС/. Американское космическое агентство рассказало о новой исследовательской миссии, с помощью которой NASA планирует изучать, как на Солнце образуются солнечные бури.

Снегоуборщик поедает снег и оставляет за собой кирпичи

Снег? В Японии? Да, снег, и не только на вершине горы Фудзи. В некоторых северных частях страны зимой выпадает на удивление большое количество снега, его достаточно, чтобы полностью перекрыть дороги и изолировать людей, живущих в горных деревнях.