Гранты РНФ позволят изучить плодородие Арктики и обезопасить аэропорты

Российский научный фонд поддержал 12 проектов молодых ученых ТГУ. На реализацию их идей РНФ выделил более 80 миллионов рублей. Финансирование будет направлено в рамках грантовых президентских программ «Проведение инициативных исследований молодыми учеными» и «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых».

Проект научного сотрудника лаборатории «Методы, системы и технологии безопасности» СФТИ ТГУ Раиля Сатарова предполагает разработку малогабаритной системы обнаружения движущихся объектов за различными преградами.

Как поясняет Раиль Сатаров в аннотации к своему проекту, хотя рентгеновское излучение имеет высокое разрешение и хорошую проникающую способность, из-за вредности для живых организмов его применение в системах поиска и обнаружения людей невозможно. Наиболее предпочтительными являются радиоволновые методы томографии. Результаты работы найдут применение в арсеналах специальных служб ФСБ, МВД и МЧС, в системах безопасности в аэропортах и других общественных местах.

В числе проектов от ТГУ, победивших в грантовой программе, – биогеохимическое изучение феномена высокой биологической продуктивности растительности в условиях Субарктики. Его результаты могут стать основой для создания агротехнологий в арктической зоне Российской Федерации.

Задача сотрудников Биологического института ТГУ – доказать, что малое количество растительности в Арктике обусловлено не только неблагоприятным климатом. Исследователи уже выяснили, что в еще более суровых условиях ледникового периода позднего плейстоцена на той же широте изобиловали плодородные почвы, а растительной пищи хватало даже для того, чтобы ею могли прокормиться крупные представители мамонтовой фауны. Ученые уже несколько лет говорят о явном дисбалансе между климатическим потенциалом и реальной продуктивностью растительности в арктической зоне и о том, что средопреобразующий потенциал северных экосистем сильно недооценен. Однако науке пока неизвестны основные причины «арктического феномена».

– Наша гипотеза заключается в том, что проблема – в состоянии почв и наличии в них питательных веществ. Нужно вычислить, каких именно веществ недостает растениям и почему благоприятные экосистемы со временем превращаются в бедные, – рассказывает руководитель исследовательской группы, старший научный сотрудник лаборатории биогеохимических и дистанционных методов мониторинга окружающей среды БИ ТГУ Сергей Лойко. – Если окажется, что дело в вымывании макро- и микроэлементов из почвы, можно будет запустить их круговорот при помощи биотехнологий.

Проверяться эта гипотеза будет на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

В числе тех, кто получит гранты Российского научного фонда, – доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности Института искусств и культуры Кристина Кузоро. Суть ее проекта заключается в анализе церковной исторической науки.

Как отмечает автор исследования, эта неотъемлемая и уникальная составляющая часть исторического знания, науки и культуры дореволюционной России незаслуженно оставалась долгое время в тени. Особое внимание Кристина намерена уделить изучению корпоративной культуры духовных учебных заведений. Осмысление этих вопросов позволит повысить качество и престижность духовного образования и церковно-исторической научной деятельности, а также встроить знания, полученные русскими духовными просветителями в XIX – первой четверти ХХ в.в., в современную систему российского образования и науки.

Бактерия на натриевых батарейках

Ученые из МГУ в составе международной группы ученых при изучении бактерий открыли механизм, сходный с принципом работы натрий-ионных аккумуляторов.

Бронтозавров не существовало...

...и это известно уже довольно давно, но видно то ли звучное название, то ли укоренившаяся научно-популярная традиция не позволяет этому динозавру исчезнуть из учебников, фильмов, почтовых марок... С этим псевдодинозавром связано несколько любопытных историй.

Дать прогноз и сесть в лужу...№2

В первой части статьи "Дать прогноз и сесть в лужу..." было отмечено, что прогнозы - дело неблагодарное, что неблагодарность предсказания особенно ясно ощущается, к

Как жидкость течет под действием электрического поля

Видео Морского дьявола. Первое в мире

Большинство людей знает, что такое рыба-удильщик. Одна из них стала героем мультфильма «В поисках Немо». Об этом удивительном существе мы писали в статье «Глубинное чудовище».