cентябрь-ноябрь 2020
September – November 2020
09-11 октября 2020

Живая часть вируса

Изящный эксперимент, где из "неживого" было создано "живое", провел американский ученый германского происхождения Хайнц Фрекель-Конрат.

Он смешал белковую часть одного штамма вирусов табачной мозаики с нуклеиновой частью другого штамма. Обе части соединились, образовав активный вирус со свойства­ми, характерными для обоих штаммов!

По вирулентности (то есть по инфицирующей активности) новые вирусы были похожи на тот штамм, от которого был взят белковый компонент, а по при­знакам проявления болезни (то есть по природе мозаичной струк­туры на листьях табака) они были идентичны вирусам, из кото­рых был получен нуклеиновый компонент.

Это открытие подтвердило уже существовавшие догадки ви­русологов относительно функций белка и нуклеиновой кислоты вируса. Все походило на то, что при атаке клетки вирусом, его белковая оболочка необходима для прикрепления вирусной час­тицы к поверхности клетки и для нарушения целостности клеточ­ной мембраны, благодаря чему нуклеиновая кислота вируса по­падает в клетку и провоцирует образование в ней новых вирусных частиц.

После инфицирования листьев табака гибридным вирусом Френкеля-Конрата началось его размножение в клетках листьев, но новое поколение вирусов не обладало свойствами своего родите­ля - гибридного вируса, а было полным повторением того штамма, от которого в гибрид была взята нуклеиновая кислота. Это касалось и признаков проявления болезни, и инфицирующей активности. Другими словами, нуклеиновая кислота определяет тип белковой оболочки вируса: в данном случае белковая оболочка вирусов была такой же самой, как и у донора нуклеиновой кислоты, и новое поколение не содержало гибридных вирусных частиц.

Это был еще один факт в пользу того, что именно нуклеиновая кислота является «живой» частью вируса, или, в более широком смысле, любого нуклеопротеида. В действительности Френкель-Конрат в последующих экспериментах обнаружил, что нуклеиновая кислота вируса, взятая без белка, способна инфицировать листья табака, но ее инфицирующая способность была незначительной - всего 0,1 процента от вирулентности интактного вируса. Вероятно, иногда нуклеиновая кислота каким-то образом сама проделывает себе вход в клеточной мембране.

Таким образом, соединение вирусных нуклеиновой кислоты и белка, ведущее к образованию живого вируса, вовсе не есть со­здание живого из неживой материи; жизнь уже была в исходных компонентах, и существовала она в образе нуклеиновой кисло­ты. Белок служит большей частью для того, чтобы предохранять нуклеиновую кислоту от действия разрушающих ее ферментов (нуклеаз), а также для того, чтобы помочь вирусу проводить ин­фицирование и репродукцию более эффективно. Для упрощения можно сравнить нуклеиновый компонент вируса с человеком, а белковый компонент - с автомобилем. Наличие автомобиля зна­чительно упрощает и ускоряет передвижение человека из одного места в другое, хотя сам автомобиль, без человека, передвигаться не может. Человек может путешествовать пешком (что иногда и делает), но на автомобиле двигаться быстрее и удобнее.

Опубликовано на www.mikrobiki.ru