Ученые разрабатывают отечественное лекарство против гепатита В

Российские ученые разработали группу лекарственных препаратов против гепатита В, которые помогут разрушить вирус внутри клеток печени и полностью победить даже хроническую форму болезни. Доклинические испытания препаратов на животных начнутся в 2019 году. Сейчас подобных лекарств в мире нет, есть медикаменты, подавляющие вирус, но при этом он остается в организме. По словам экспертов, в России с хроническим гепатитом В живет около 3 млн человек, в мире — более 250 миллионов. В год от последствий хронического гепатита В погибает более 1 млн человек.

В ближайшие пять лет на российском фармацевтическом рынке могут появиться отечественные лекарства против хронического гепатита В. Они помогут полностью вылечить инфицированного человека. Разработка препаратов ведется в Центральном НИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора при поддержке Российского Научного Фонда. Об этом «Известиям» рассказали в институте.

Сейчас в мире не существует лекарственных препаратов, способных полностью вылечить человека от гепатита В. На фармацевтическом рынке присутствуют только медикаменты, временно подавляющие вирус, но не уничтожающие его в организме больного.

Новые разработки отечественных ученых помогут разрушить вирус внутри клеток печени человека. Разработанные препараты действуют двумя способами: один уничтожает ДНК вируса напрямую, второй активирует естественные противовирусные механизмы организма, пояснил «Известиям» заведующий научно-консультативным клинико-диагностическим центром ФБУН ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Владимир Чуланов.

— Процессы, лежащие в основе развития вирусной инфекции, связаны в первую очередь с функционированием вирусного генома. Уничтожьте геном вируса, и вы вылечите пациента. До недавнего времени целевое разрушение генома вирусов было технически невыполнимо. Действие наших препаратов основано на новых видах нашумевших не так давно CRISPR/Cas9 систем. Полученные результаты наших разработок уже показали высокую эффективность и безопасность нового препарата в культурах клеток, — рассказал он.

Ученые создали два совершенно разных по действию высокоэффективных препарата и приступили к их тестированию. В 2019 году начнутся испытания препаратов на обезьянах, а с 2020 планируется начать клинические исследования на людях, которые являются необходимым этапом для подтверждения его эффективности и безопасности.

Форма нового препарата пока не определена — ученые определяются, будет он в таблетках (как от гепатита С) или в виде вакцины, помогающей не только как профилактическое, но и как лечебное средство.

В Роспотребнадзоре рассказали «Известиям», что в России проводится вакцинопрофилактика против гепатита В. Она способствует минимизации распространения вируса, пояснили в службе. С 2011 по 2017 год прививки получили 28,6 млн человек, в том числе около 12,6 млн детей.

По данным Роспотребнадзора, в 2017 году было зарегистрировано более 14 тыс. случаев заболевания хроническим гепатитом В (9,61 случая на 100 тыс. населения), острым гепатитом В заразились около 1,3 тыс. человек (0,87 случая на 100 тыс. населения).

Гепатит В — вирусная инфекция, поражающая печень. Случаи заражения встречаются по всему миру. Чаще всего в странах Среднего и Ближнего Востока, Азии, странах Карибского бассейна, Африки и Южной Америки. По данным ВОЗ, 257 млн человек больны гепатитом В в хронической форме. Около 1 млн человек в год погибает от его последствий, в том числе от цирроза печени.

В общей сложности в России проживает около 2–3 млн граждан с хронической формой вируса, пояснил член-корреспондент РАН Михаил Михайлов. Он рассказал, что знает о разработке ученых ЦНИИ эпидемиологии. По его словам, сегодня в мире нет такого препарата, и вывести его на рынок будет сложно, предстоят серьезные клинические испытания.

В Минздраве оперативно не ответили на запрос «Известий».

Планета на осмотре

Турбийон: в вихре времени

Более двухсот лет минуло с тех пор, как Авраам Луи Бреге (его имя носит знаменитая марка Breguet, в России чаще всего известная как "Брегет") изобрел турбийон. Но до конца ХХ века лишь считанные эксперты часового дела знали, что это такое.

Предел Чандрасекара

Как и всё во Вселенной, звезды рождаются, живут и умирают в свой срок. В зависимости от массы звезды, она заканчивает свой жизненный путь или огненной вспышкой сверхновой или тихим угасанием в виде белого карлика.

Ученые выяснили, как возникает рак кожи

Международная группа ученых при участии исследователей из МГУ имени М.В.Ломоносова выяснила, какие мутации отвечают на формирование наиболее часто встречающейся разн

Об урановых таблетках и обыденности чуда

— А сейчас таблетки на лодочке отправляются на обжиг, — поясняет нам заместитель начальника цеха Новосибирского завода химических концентратов. Он в белом халате, бахилах-чунях и маске-респираторе модели «Лепесток». Мы тоже в халатах, масках и чунях.