FestivalNauki.ru
En Ru
cентябрь-ноябрь 2019
176 городов
September – November 2019
312 cities
11-13 октября 2019
МГУ | Экспоцентр | 90+ площадок
14–16 октября 2016
Центральная региональная площадка
28–30 октября 2016
ИРНИТУ, Сибэскпоцентр
14–15 октября 2016
Центральная региональная площадка
23 сентября - 8 октября 2017
«ДонЭкспоцентр», ДГТУ
ноябрь-декабрь 2018
МВДЦ «Сибирь»,
Вузы и научные площадки города
6-8 октября 2017
Самарский университет
27-29 октября
Кампус ДВФУ, ВГУЭС
30 сентября - 1 октября
Ледовый каток «Родные города»
21-22 сентября 2018 года
ВКК "Белэкспоцентр"
9-10 ноября 2018 года
Мурманский областной Дворец Культуры
21-22 сентября 2019 года
22-23 октября 2019 года
29-30 ноября 2019 года
7-8 сентября 2019 года
27-29 сентября 2019 года
4-5 октября 2019 года
10-12 октября 2019 года

Томские ученые вновь провели эксперименты на площадке аэропорта Толмачево

Аэропорт Толмачёво во второй раз выступил площадкой для проведения уникального исследования Института оптики атмосферы им. В. Е. Зуева СО РАН (Томский научный центр). Такого рода эксперимент проходит в России впервые, его основная цель — исследования вихревых следов самолётов при различных атмосферных условиях. Работа выполняется в рамках проектаРоссийского научного фонда.

Теоретические и экспериментальные исследования вихревых следов воздушных судов необходимы для разработки систем обеспечения вихревой безопасности полётов. Образование аэродинамической подъёмной силы при движении самолёта в воздухе сопровождается возникновением пары вихрей. Для безопасной аэронавигации необходимо знать минимальное допустимое расстояние между следующими друг за другом самолётами. Это расстояние зависит от типа воздушного судна, его массы и размаха крыла, высоты и скорости полёта, состояния атмосферы и т.д.

Впервые замеры на территории аэропорта Толмачёво проводились в мае 2016 года. Большой массив экспериментальных данных, в том числе о турбулентности и волновых процессах в атмосфере, полученных в результате предыдущих измерений, использован учёными в работе по проекту. Результаты прошлого лидарного эксперимента представлены в виде доклада на 18-й конференции по когерентным лазерным радарам в городе Боулдер (США) в 2016 году и опубликованы в статье в научно-теоретическом журнале Российской академии наук «Оптика атмосферы и океана» в 2017-м.

Во время повторных исследований на территории аэропорта с 13 по 15 июля 2018 года шесть научных сотрудников института проводили замеры вихревых следов от заходящих на посадку самолётов.

В отличие от эксперимента в Толмачёво в 2016 году, в котором был задействован только когерентный доплеровский лидар Stream Line, являющийся эффективным техническим средством визуализации и исследования эволюции самолётных вихрей, в этом году использованы и другие приборы.

Для того, чтобы получить максимально точные результаты, учёные приняли во внимание такие условия внешней среды как температура воздуха, скорость и направление ветра, измерить которые помогли автономные метеорологические станции АМК-03, установленные на разной высоте.

С помощью профилометра МПТ-5, который предназначен для получения информации о температуре воздуха в пограничном слое атмосферы (до 1 км), исследователи определили температурную стратификацию, влияющую на пространственную динамику и затухание самолётных вихрей.

В рамках исследования использовались и собственные уникальные разработки томских учёных. Например, с помощью пассивного оптического измерителя (ПОИ) — новой разработки ИОА СО РАН, учёные определили поперечную скорость ветра. Для вычисления турбулентных возмущений атмосферы, связанных с генерируемыеми воздушными судами вихрями, использовался УОР-лидар. Прибор работает в невидимом человеческим глазом УФ-диапазоне и при этом абсолютно безопасен для глаз.

Важность лидарных экспериментов заключается в уникальности информации, впервые полученной с помощью новых приборов, а также в их первом практическом применении. Стоит отметить, что исследования на аэродроме Толмачёво проводились с соблюдением всех норм и требований безопасности полётов и авиационной безопасности.

 

«Аэропорт Толмачёво выбран в качестве экспериментальной площадки во второй раз для продолжения исследования, начатого 2 года назад. Нами получен большой массив дополнительной информации, который поможет детально исследовать вихревые следы самолётов при различных атмосферных условиях. Хотел бы от имени всех сотрудников института, принимавших участие в исследовании, поблагодарить аэропорт за оказанное содействие», — сказал известный в научном мире специалист по лидарному зондированию вихревых следов самолётов, ведущий научный сотрудник ИОА СО РАН доктор физико-математических наук Игорь Смалихо.

 

«Важность исследований Института оптики атмосферы очевидна, поэтому мы со своей стороны поддержали продолжение исследований, результаты которых, безусловно, необходимы с точки зрения повышения уровня безопасности воздушного транспорта», — отметил генеральный директор АО «Аэропорт Толмачёво» Евгений Янкилевич.
"Источник http://rscf.ru"

Добавьте свой комментарий

Plain text

  • Переносы строк и абзацы формируются автоматически
  • Разрешённые HTML-теги: <p> <br>
LiveJournal
Регистрация

Новости в фейсбук

Случайные статьи

Откуда берутся коленные чашечки?

Тополь дрожащий

Что мы знаем про осину? Две вещи, пожалуй… Кинематограф донес да нас эффективность использования осинового кола в борьбе с нечистью, а поговорка определяет топливные предпочтения при разжигании костра: «Осина не горит без керосина».

Самолет на паровой тяге

Это не шутка - такой самолет, под названием AirSpeed 2000, действительно летал, удивлял публику и во многим превосходил обычные аэропланы. Подвел лишь КПД, но обо всем по порядку.

Ученые МГУ исследовали синдром системного воспаления организма

Сотрудники Научно-исследовательского института физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского МГУ имени М.В.Ломоносова изучили синдром системной воспалительной реак

Археологи изучили предметы, изготовленные жившими рядом с Владимиром Homo sapiens

Археологи из МГУ имени М.В.Ломоносова проанализировали изделия из костей и бивней мамонта, обнаруженные на памятнике Сунгирь, выяснив, как населявшие стоянку Homo sa