cентябрь-ноябрь 2020
September – November 2020
09-11 октября 2020

Нут станет морозоустойчивым

Российские ученые работают над созданием новых сортов нута, устойчивых к низким температурам. Эта зернобобовая культура — ценный источник белка. Для расширения посевных площадей и продвижения ее в новые регионы необходимо вывести скороспелые растения, переносящие засуху и невосприимчивые к болезням.

Ученые Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого и Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Вавилова (ВИР) проанализировали имеющуюся в ВИР большую коллекцию нута. Специалисты выявили гены, которые можно использовать для улучшения этой культуры, создания адаптивных и устойчивых к болезням сортов. Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.

— В середине прошлого века произошла «зеленая революция». Селекционеры создали хорошие элитные сорта нута, но узко адаптированные к тем условиям, в которых их выращивают сейчас, — рассказала «Известиям» соавтор работы Мария Самсонова. — Однако при этом резко сузилась генетическая база культуры. Это значит, что у нее очень маленькая изменчивость и она не сможет хорошо адаптироваться к другим условиям культивирования.

Дикорастущие формы и старые, местные сорта, забытые в настоящее время, дают возможность изменить генотип растения с учетом условий необходимого региона. Современная генетика и вычислительные методы позволяют проанализировать дикорастущие популяции и местные сорта нута для оценки возможностей их использования для таких целей.

Ученые провели исследование генома так называемых староместных сортов нута, которые в прошлом веке были собраны в экспедициях под руководством Николая Вавилова.

— Считается, что нут одомашнили в Месопотамии между Тигром и Евфратом, где зародилось земледелие. Потом он распространился в Индию и Эфиопию, а оттуда — в другие места. Интересно собрать растения в центрах их возникновения. Это делал Николай Иванович Вавилов. В ВИР хранятся семена, собранные им, — сообщила Мария Самсонова.

Ученые изучили 144 «староместных» сорта и нашли новые полезные гены, которые были утрачены в современных элитных растениях.

— Если эти гены ввести в новые сорта, они повысят их устойчивость, способность адаптироваться к новым районам произрастания. К примеру, мы сможем получить нут, который сможет расти не только на юге, но и в северных широтах, — отметила Мария Самсонова.

В рамках проекта ученым предстоит проанализировать 500 «староместных» сортов нута.

Научный сотрудник Института физиологии растений РАН Мария Титова считает исследование очень перспективным.

— Ввиду особенностей современных сортов нут редко возделывается в условиях «сложного» климата. Но он является ценнейшим источником растительного белка и жизненно необходимых микроэлементов. В нашей стране нут постепенно становится всё более значимой экспортной культурой. Возросший спрос требует создания более устойчивых адаптивных сортов. Исследования с использованием старых сортов из мест происхождения этой культуры могут помочь в создании растений с повышенной продуктивностью и устойчивостью, — отметила Мария Титова.

Проект стартовал в 2016 году при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ). За три года на его реализацию будет направлено около 18 млн рублей.

Цитата дня: Виктор Франкл

«Человеческое бытие всегда ориентировано вовне на нечто, что не является им самим, на что-то или на кого-то: на смысл, ко

Антибиотики вызывают припадки необъяснимым путем, заявляют ученые

Не сопротивляясь току

Андрей Кауль

О разработке новых электротехнических материалов на основе высокотемпературных сверхпроводников нам поведал профессор кафедры неорганической химии МГУ, доктор химических наук Андрей Кауль.

Почему развитие насекомых может происходить из неоплодотворенных половых клеток