cентябрь-ноябрь 2020
September – November 2020
09-11 октября 2020

Российские ученые просчитали ответ организма на вакцинацию

Исследователи из России совместно с французскими коллегами разработали алгоритм, надежно определяющий, какие типы Т-клеточных рецепторов (ТКР) активируются при заражении человека возбудителем того или иного заболевания. В основу метода легло длительное изучение репертуара ТКР у нескольких пар близнецов, в том числе после введения в их организмы вакцины против желтой лихорадки. С текстом научной статьи можно ознакомиться на сервере препринтов Корнелльского университета. Работа поддержана несколькими грантами, в том числе грантом РНФ.

Т-клеточные рецепторы — это белковые комплексы на поверхности Т-лимфоцитов. Они составлены из нескольких молекул, кодируемых различными генами, в которых мутации «специально» происходят чаще, чем во многих других. ТКР взаимодействуют с фрагментами чужеродных для организма объектов — антигенов, связанных, в свою очередь, с белками главного комплекса гистосовместимости (ГКГ). Если антиген и Т-клеточный рецептор подходят друг другу, последний активирует клетку, на поверхности которой находится, и таким образом запускает иммунный ответ. Число Т-лимфоцитов с таким же ТКР стремительно растет, и они обезвреживают источник антигена.

Благодаря тому, что ТКР собираются из белков, чей состав часто меняется, разновидностей таких рецепторов может быть огромное множество, и среди них почти наверняка обнаружится вариант, способный распознавать даже тот антиген, который ранее в организме никогда не присутствовал. Чаще всего подходящих вариантов ТКР бывает несколько, притом какие-то из них больше подходят антигену, какие-то — меньше. На этом основано действие вакцин. Антигены, которые они содержат, активируют уже имеющиеся в организме Т-клеточные рецепторы, из-за чего численность Т-лимфоцитов, несущих соответствующие типы ТКР, повышается и остается значительной много лет или даже десятилетий.

Чтобы разрабатывать более эффективные вакцины и понимать, как конкретный организм на них реагирует, полезно знать набор (репертуар) Т-клеточных рецепторов, реагирующих на интересующий исследователя антиген. Его можно косвенно определять по составу главного комплекса гистосовместимости (ГКГ), однако этот метод не вполне надежен и не позволяет предсказать, как репертуар ТКР пациента поменяется в будущем. Поэтому иммунологи из России и Франции решили автоматизировать анализ набора Т-клеточных рецепторов и найти закономерности, по которым он может меняться.

Для этого они пригласили три пары однояйцевых близнецов пройти вакцинацию против желтой лихорадки. Это заболевание распространено в ряде стран Африки и Южной Америки и вызывается вирусом, который переносят комары. Вакцина от желтой лихорадки относится к наиболее надежным из всех существующих. Идентичные близнецы были выбраны потому, что их ГКГ одинаковы. За неделю до вакцинации, в день ее введения, а также через 7, 15 и 45 дней после этого у участников исследования брали пробы крови. Из них выделяли Т-лимфоциты и секвенировали («прочитывали») гены компонентов Т-клеточных рецепторов. Помимо их состава ученые также оценивали и количество тех или иных вариантов ТКР, и несущих их клеток.

В крови каждого донора, полученной после вакцинации, было обнаружено от 500 до 1500 вариантов Т-клеточных рецепторов, распознающих антигены вируса — возбудителя желтой лихорадки. Число Т-лимфоцитов с конкретными вариантами ТКР на протяжении 45 дней менялось: часть клонов (клеток, одинаковых по составу рецепторов на их поверхности) увеличивало свою численность в 2000 раз в первые 15 дней, а количество клеток других клонов снижалось, чаще всего между 15 и 45-м днями после введения вакцины.

Интереснее всего то, что даже у однояйцевых близнецов, чьи генетические наборы идентичны, репертуар ТКР к антигенам вируса желтой лихорадки существенно различался. Тем не менее в их наборах и динамике численности отдельных клонов прослеживались некоторые закономерности. На основании этих закономерностей ученые написали алгоритм, позволяющий предсказать, как будет меняться репертуар ТКР после вакцинации у каждого конкретного человека. Точность алгоритма затем проверили на неродственных друг другу людях, и она оказалась весьма высокой.

Авторы работы считают, что предложенный ими способ предсказания набора ТКР к конкретному антигену поможет в диагностике инфекционных заболеваний и сделает их лечение более эффективным. Также важно, что он работает даже в тех случаях, когда традиционные методы определения репертуара Т-клеточных рецепторов не помогают.

Выявлена еще одна связанная с инфарктом молекула микроРНК

НАСА объявило имя нового марсохода

До сих пор новый марсоход НАСА называли просто Mars 2020, но теперь НАСА объявило его официальное имя.

Крыс научили водить машинку

Американским психологам удалось научить крыс управлять транспортным средством — небольшой машинкой из пластикового контейнера на колесиках, которую можно направлять вперед, а также вправо и влево с помощью управляющих рычагов.

Российские ученые усовершенствовали метод химического анализа проб сложного состава