Ученые отобрали пробы воды из озер на месте воронок газового выброса на Ямале

Российские ученые отобрали пробы воды и донных осадков из десяти озер в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО), в том числе в тех, которые образовались на месте воронок газового выброса. Исследование позволит выяснить особенности формирования озерных котловин в Арктике, сообщили в четверг в пресс-службе Тюменского государственного университета (ТюмГУ).

"Состоялась совместная экспедиция сотрудников Институт криологии и криософии ТюмГУ, Института криосферы Земли Тюменского научного центра СО РАН и Института микробиологии им. С. Н. Виноградского РАН, организованная Российским центром освоения Арктики по территории полуострова Ямал. Целью было измерение параметров и отбор проб воды и донных осадков озер, в том числе на месте воронок газового выброса, а также отбор проб снега для оценки вклада снежного покрова в химический состав озерной воды", - говорится в сообщении.

В пресс-службе добавили, что всего было обследовано десять озер.

"Основные исследования проводились на территории стационара "Васькины Дачи" и в районе воронок. Полученные данные послужат основой для обоснования концепции формирования озерных котловин в Арктике", - уточнили в вузе.

Ранее сообщалось, что за последние несколько лет на Ямале были найдены несколько воронок, сейчас они полностью затоплены. Причина образования кратеров - выброс газа из-под земли. Специалисты предупреждают, что воронки представляют опасность для оленеводческих бригад и вахтовых поселков, а также для автотрасс, железных дорог, трубопроводов.

Экспедиция проводилась в рамках выполнения проекта, финансируемого грантом Российского научного фонда (РНФ). Ранее специалисты ТюмГУ смогли реконструировать процесс образования бугра [формируется перед газовым выбросом] одной из воронок, которая образовалась в 2013 году. Выяснилось, что процесс формирования бугра длился не менее 66 лет, в течение этого времени он увеличивался в высоту и по диаметру.

Для прогнозирования возможных опасных природных явлений под землей, в том числе образование воронок в ЯНАО создана сеть сейсмодатчиков. Одно устройство может бесперебойно анализировать сейсмические процессы в радиусе 200 км. Датчики установлены в Сабетте, в Бованенковском и Харасавэйском месторождениях - это районы, где ведется активное промышленное освоение.

Дурная привычка

Неожиданную особенность недавно обнаружили ученые у китайского трионикса. Оказывается, у этой черепахи жидкие продукты жизнедеятельности выделяются через ротовую полость. Исследователи еще не видели в приро-
де ничего подобного.

Криобака и практика

Ходят слухи, что физики-теоретики - люди непрактичные.

Социороботика

Насекомые прошли тест Тьюрингом

Ученые и выпускники МГУ имени М.В.Ломоносова подтвердили модель Алана Тьюринга, которая описывает такие сложные биологические рисунки, как пятна на шкуре леопарда или узоры на коже тропических рыб.

Обидная многоклеточность

Первые многоклеточные организмы появились аж на миллиард лет раньше, чем еще недавно считалось. Такой вывод сделала международная группа ученых, чье исследование опубликовано в недавнем номере журнала Nature. Для палеонтологов — это сенсация на грани скандала.