Кто готов обманывать?

// желание жульничать зависит от дохода

Психологи решили проверить в какой степени люди способны лгать ради денежной выгоды. В эксперименте участвовали три группы: зрители кинотеатра, купившие билеты за 100–500 рублей (221 чело- век); сотрудники крупного банка, пришедшие посмотреть тот же фильм (230 человек); студенты из городов России и ближнего зарубежья, участники зимней школы ВШЭ (96 человек).

Каждый испытуемый должен был пять раз подбросить монетку. Организаторы пообещали, что те, кому выпало пять орлов, получат 500 рублей, четыре-100, остальные-ничего. Результаты участники записывали на специальном бланке и сдавали ведущему. Достоверность информации никто не проверял, так что и можно было смухлевать. Полученные ответы сравнивались с математическим прогнозом — сколько орлов и решек должно выпасть по законам теории вероятности. Выяснилось, что и обычные кинозрители, и сотрудники банка сообщали о своих результатах честно. А вот показатели студентов отличались от тех, которые должны были получиться при случайном распределении. Естественно, это отличие было в сторону увеличения награды. «Чем можно объяснить такой результат? По- видимому, естественное объяснение заключается в ценностных аспектах принятия решений, таких как самоуважение. Для людей достаточно солидных и состоявшихся (а участники первых двух групп, очевидно, были таковы) обман ради выигрыша 100 и даже 500 рублей, конечно, повышает благосостояние, но не настолько, чтобы жертвовать ради них чувством самоуважения и целостностью своей состоявшейся личности. Потери в образе самих себя, пусть даже никем другим не видимые ни для кого, кроме себя самого, не стоят этих денег», — пишет автор исследования.

Он также отмечает, что россияне оказались ме- нее склонны к обману, чем участники большинства аналогичных исследований в других странах.

Кто исследовал А.В.Белянин (Лаборатория экспериментальной и поведенческой экономики НИУ ВШЭ).

Химики научились определять степени окисления урана в сложных оксидах

Международный коллектив ученых, в состав которого входят химики из Московского университета имени М.В.Ломоносова создали методику определения кислородного коэффициента

Механики МГУ узнали, как поведет себя вакуумное масло в космосе

Сотрудники Научно-исследовательского института механики МГУ имени М.В.Ломоносова совместно с коллегой из Центра новых космических технологий МАИ описали поведение свободной жидкой пленки в открытом

Когда, где и почему случился Всемирный потоп: версии

Всем известна библейская история о Всемирном потопе и Ноевом ковчеге. Однако эта история не единственная - легенды о потопе (иногда в письменном виде) имеются у очень многих народов, населяющих различные части земного шара.

«Супергерои» среди материалов для сверхбыстрой передачи информации

Международная группа ученых под руководством исследователей из МГУ имени М.В.Ломоносова впервые смогла при помощи нелинейных метаматериалов продемонстрировать эффект по

Какие сверхпроводники подойдут для электромоторов и томографов?

Существенный шаг вперед в понимании природы сверхпроводимости в железосодержащих высокотемпературных сверхпроводниках Fe-ВТСП сделан группой ученых при участии сотрудника химического факультета МГУ.