34000 лет назад запрещали инцест

// Что выяснили генетики, изучив останки людей верхнего палеолита

Любопытные подробности о репродуктивном и социальном поведении ранних представителей со- временного человека (Homo sapiens sapiens) выяснила международная группа учёных, в составе которой были российские антропологи из МГУ им. М. В. Ломоносова и Института этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН.

Исследователи изучали останки древних людей, живших на стоянке Сунгирь (Владимирская область). Это самая северная из известных стоянок человека верхнего палеолита (50–10 тыс. лет назад). По числу ценных находок она превосходит все стоянки этого периода вместе взятые. Забавно, что обнаружили её случайно — в 1955 году при строительстве кирпичного завода. Копая котлован, рабочие наткнулись на кости мамонта и сообщили об этом начальству. С того момента эту территорию заняли учёные.

За шестьдесят с лишним лет археологи и палеонтологи обнаружили более 90000 предметов и несколько захоронений, а в одном из них — хорошо сохранившиеся скелеты двух подростков, живших 34000 лет назад (обычно находили лишь фрагменты костей, зубы).

Останки детей, а также взрослых обитателей стоянки изучили генетики: они сравнили между собой геномы сунгирцев и сопоставили их c геномами древних людей, живших приблизительно тогда же, но в других районах, а также с геномами представителей современных племён охотников-собирателей.     Оказалось, что генетическое разнообразие сунгирцев сравнимо с таковым у современных сообществ, ведущих традиционный образ жизни. То есть сунгирцы каким-то образом избегали скрещивания с ближайшими родственниками (до третьего колена). По-видимому, уже 34000 лет назад существовали запрет на инцест и практика обмена женщинами или мужчинами между племенами.
  У неандертальцев, живших на Алтае примерно в то же время, подобные традиции скорее всего, отсутствовали: частота близкородственного скрещивания в их популяции значительно выше. Возможно, это обстоятель- ство стало одной из причин вымирания неандертальцев и повсеместного расселения Homo sapiens sapiens. Источник Martin Sikora, Andaine Seguin-Orlando, Vitor C. Sou- sa et al.—Ancient genomes show social and reproductive behav- ior of early Upper Paleolithic foragers // Science. Published online 5 October 2017.

Алгоритм ALICE определит способности иммунитета по одному анализу крови

Синтетический геном

Ядовитые млекопитающие

Всем известно, что существуют ядовитые змеи, насекомые, пауки, многие слышали о ядовитых рыбах, растениях, но мало кто знает, что есть и ядовитые млекопитающие. Первые млекопитающие на Земле, во всяком случае, часть из них, были ядовитыми.

Физики МГУ обнаружили в редкоземельном соединении два сложных магнетизма