cентябрь-ноябрь 2020
September – November 2020
09-11 октября 2020

Скарабеи ориентируются на местности, танцуя на навозном шаре (есть видео!)

Двигаясь с навозным шаром, скарабеи придерживаются курса, который позволяет им максимально быстро удалиться от навозной кучи. Курс движения жуки прокладывают «на глаз» и, чтобы подтвердить его правильность, время от времени «проводят рекогносцировку» с вершины собственного навозного шара.

Когда жук-скарабей находит навозную кучу, он отщипывает от неё кусочек, формирует из него шарик и катит его прочь, чтобы спрятать в укромном месте. Удаляясь от навозной кучи, жук придерживается исключительно прямого курса; это особенно удивительно, если учесть, что навозный шарик насекомое катит задними лапами, находясь в положении вниз головой. Жуку важно как можно скорее удалиться от навозной кучи, так как вблизи неё можно столкнуться с сородичами, которые предпочтут отобрать чужую «добычу», а не скатывать собственный шарик.

Как навознику удаётся при этом не сбиваться с прямого пути? Считается, что в его распоряжении находится множество «компасов»: жук может ориентироваться по солнцу, по луне, по плоскости поляризованного света, по магнитному полю Земли, наконец, по каким-то деталям ландшафта. Исследователи из Лундского университета (Швеция) и Университета Витватерсранда (ЮАР) сумели выяснить, как жук, катящий навозный шар, сверяется с выбранным курсом.

Существует давно известная особенность поведения скарабеев, когда они забираются на шар и крутятся вокруг своей оси. Древние египтяне считали, что таким образом жуки приветствуют солнце. Впоследствии энтомологи выяснили, что чаще всего жук выполняет этот странный танец ещё на навозной куче, перед тем как удалиться с шариком прочь.

Авторы работы предположили, что цель этого странного танца заключается в прокладывании курса, а периодические остановки в пути — чтобы потанцевать — нужны для подтверждения правильности выбранного направления. В статье, опубликованной в сетевом журнале PLoS ONE, энтомологи описывают простой, но элегантный эксперимент, который позволил им подтвердить эту гипотезу. Скарабей катил шарик по специальному жёлобу, и в какой-то момент учёные поворачивали этот жёлоб так, чтобы направление движения жука менялось на противоположное. Скарабей останавливался, залезал на шарик, крутился на месте, затем слезал и... начинал двигаться в противоположном направлении!

Тот же ритуал жуки выполняли, если на время утрачивали контроль над шариком или сталкивались с препятствием. Во всех случаях им требовалось подтвердить курс, чтобы ненароком не вернуться к навозной куче и не столкнуться с конкурентами.

Видео об этом любопытном эксперименте смотрите по ссылке

либо

Материал опубликован на сайте

журнала «Компьютерра»

Физики впервые охладили молекулы до температуры 220 нанокельвин

Hyungmok Son, et al. / Nature, 2020

Вода будет дороже нефти

По заявлению ООН, сегодня примерно 1,1 миллиарда человек на планете не имеют доступа к чистой питьевой воде, а к  пятидесятых года    XXI столетия от нехватки воды будут сохнуть от двух до шести миллиардов человек в 48 государствах.

Они игнорируют реальность

Чёрные дыры – это то, что случается, когда Вселенная делит на ноль. Они возникают, когда реальность выдаёт критическую ошибку: слишком много вещества в одном месте силой собственной гравитации портит и само вещество, и место, в котором оно находится.

Взгляд из Кремниевой долины на будущее здравоохранения

Прогнозировать будущее здравоохранения – непростое занятие. В любой момент может произойти крупный прорыв, к примеру, в лечении рака, и это перевёрнет все имеющиеся прогнозы.

Насекомые прошли тест Тьюрингом

Ученые и выпускники МГУ имени М.В.Ломоносова подтвердили модель Алана Тьюринга, которая описывает такие сложные биологические рисунки, как пятна на шкуре леопарда или узоры на коже тропических рыб.