Описаны механизмы увеличения энергии электронов в химических реакциях

Ученые описали, как можно увеличить энергию электронов в ходе химических реакций. Принципы этого процесса используются в химическом синтезе, однако детально их ранее не исследовали. Работа выполнена при поддержке гранта РНФ и опубликована в журнале Angewandte Chemie

Движущая сила любого процесса в химии — это энергия. Направление ее потоков, контроль над ними, сохранение и расходование определяется всего тремя видами частиц: фотонами, электронами и протонами.

«Известны соединения, одна молекула которых способна принять два низкоэнергетических "холодных" фотона и "превратить" их в один высокоэнергетический "горячий", — рассказывает соавтор работы Михаил Сыроешкин, старший научный сотрудник Института органической химии имени Н.Д. Зелинского РАН. — Либо две молекулы могут принять по "холодному" фотону и вместе вернуть один "горячий" (естественно, с определенными комиссионными энергетическими сборами). Это явление называется ап-конверсией фотона, и оно известно уже более полувека. Подобное повышение энергии возможно и для других распространенных средств обмена, электронов, но для них подобные вопросы ранее не рассматривались».

Существует группа химических процессов, называемых экзергоническими, в результате которых система реагентов выделяет энергию. Авторы показали, как использовать эту энергию для того, чтобы находящийся в молекуле электрон приобретал дополнительную энергию. Принципы ап-конверсии задействованы во многих природных механизмах — от свечения светлячков до восстановления поврежденной ДНК. Также на них основано действие ферментов — природных катализаторов, которые ускоряют химические реакции.

В новой работе ученые рассмотрели, как именно экзергонические реакции могут стимулировать ап-конверсию электронов. В живой системе низкоэнергетический электрон доступен, и если его перенести на химически активное соединение, то ап-конверсия может запустить «реакционный взрыв». Это полезно для реакций, которые катализируются при переходе электрона, в том числе в интенсивно развивающейся области фоторедокс-катализа, которая позволяет синтезировать, например, циклические соединения. Здесь ап-конверсия электрона — ключевой участник цикла: электрон играет роль челнока в цепочке химических реакций, путешествуя от молекулы к молекуле, переходя из состояния с низкой энергией в состояние с большой и обратно. В результате с использованием одного электрона можно получить большее количество продукта.

Фото взято из открытых источников

Рисунок: принцип ап-конверсии: «поднять» энергию электрона, «уронив» энергию субстрата с разрушением в нем химических связей. Автор: Владислава (Влада) Тимофеева

«Между тем, возможность протекания ап-конверсии электрона в том или ином случае может быть надежно выявлена с помощью современных квантовохимических и экспериментальных методов, — заключает ученый. — Следовательно, данное явление послужит основой для новых каталитических процессов и будет иметь не только концептуальное значение, но и предсказательную силу».

Источник

В клетке. 0,0016 — много или мало?.

0,0016 — МНОГО ИЛИ МАЛО?.

Триумф и трагедия создателя советской «летающей крепости»

В 1972 году, после смерти Сикорского, выдающийся советский механик, академик И.Артоболевский сказал: «Вот были два великих авиаконструктора — Игорь Сикорский и Константин Калинин. Первого Америка похоронила как национального героя, а второго у нас никто не знает.

Ученый с невозможным характером

"Ученый с невозможным характером" - так называли Александра Григорьевича Столетова его современники. Выдающийся русский физик Александр Григорьевич Столетов родился летом 1839 года в небогатой купеческой семье.

Планетарная цивилизация