Когда повышенная иммунная боеготовность оказывается не к месту

Когда патогенные вирусы или бактерии проникают в наши клетки, те, в свою очередь, сразу дают сигнал окружающим, что с ними не все в порядке. Сигналом служат белки интерфероны.

Источник

У интерферонов много функций, они, в частности, запускают в иммунных клетках механизмы противовирусной защиты; кроме того, интерфероны способны включать в любых клетках некроптоз. Так называют разновидность программируемой клеточной гибели – клетка умирает сама и уничтожает инфекцию в себе. При этом иммунитет реагирует на некроптозные клетки очень бурно, то есть таким способом можно усилить иммунную реакцию на инфекцию.

Однако бывает так, что механизм некроптозной гибели работает слишком активно. В частности, при некоторых инфекциях начинают погибать даже здоровые клетки, и гибнут они слишком рано. То есть интерфероновые сигналы, запускающие программу суицида, оказываются слишком сильными – намного более сильными, чем это требуется при той угрозе, которая есть.

Как пишут в Cell Death & Differentiation исследователи из Университета Тафтса, Петрозаводского государственного университета, Курчатовского института и других научных центров США, России и Норвегии, причина здесь в том, что иногда клетки оказываются изначально готовы к очень сильному интерфероновому ответу.

У интерферонов есть свои белки-регуляторы, которые управляют скоростью некроптоза, и из-за них интерферонов в клетке оказывается слишком много. В результате программа клеточной гибели может включиться в здоровых клетках, а гибель собственных здоровых клеток – это уже аутоиммунное расстройство.

Фото: иммунные клетки под названием натуральные киллеры (NK-клетки) – одни из тех, что непосредственно чувствуют интерфероновые сигналы. Источник: NIAID / Flickr.com

Действительно, у больных красной волчанкой синтезируется слишком много интерферонов. Волчанка – известное аутоиммунное заболевание, когда повреждаются здоровые клетки соединительной ткани, и пациенты страдают от поражений кожи, суставов, сердечно-сосудистой системы и других органов. Самым серьезным последствием может стать поражение тканей почек, которых из-за этого порой приходится пересаживать. Но и после пересадки нередки осложнения: из-за тех же интерферонов начинается некроптоз, и пересаженный орган отторгается. Авторы работы полагают, что при аутоиммунных расстройствах работает тот же молекулярный сценарий, что и при несоразмерно сильном ответе на инфекцию: слишком большая готовность отразить нападение оборачивается против здоровых тканей.

Всего этого, по мнению исследователей, можно избежать, если пациентам с аутоиммунными расстройствами до трансплантации давать антитела против интерферонов, которые их обезвредят, а также некростатины – вещества, подавляющие программу некроптоза.

Исследование поддержано грантом Российского научного фонда (РНФ).

Дмитрий Медведев подписал распоряжение «О проведении в 2019 году Международного года Периодической таблицы химических элементов»

Противораковые мифы

Рак по-прежнему стоит на первой ступеньке весьма печального подиума. Почти треть всех случаев возникновения рака можно было бы избежать. До сих пор нет возможности предугадать время появления болезни и сказать, кого она коснется.

Криобанка о Резерфорде

АВТОРЫ: Мария Павлова, Дарья Чехович, Елена Трухан, Никита Лавренов.

Биологи МГУ обнаружили два новых вида мешкогрудых раков в глубоководных иглокожих

Сотрудники биологического факультета МГУ обнаружили в офиурах (родственниках морских звёзд), обитающих в Курило-Камчатском желобе на глубине свыше 5000 метров, 2 новых вида паразитирующих мешкогрудых раков (сем. Ascothoracidae).

Добрый день, iPhone слушает

Приложение Siri из iPhone 4S способно воспринимать обычную речь, что практически делает из него персонального секретаря. С помощью приложения можно легко узнать прогноз погоды или назначить встречу — для этого нужно просто озвучить свою просьбу.