FestivalNauki.ru
En Ru
cентябрь-ноябрь 2020
176 городов
September – November 2020
312 cities
09-11 октября 2020
МГУ | Экспоцентр | 90+ площадок
14–16 октября 2016
Центральная региональная площадка
28–30 октября 2016
ИРНИТУ, Сибэскпоцентр
14–15 октября 2016
Центральная региональная площадка
23 сентября - 8 октября 2017
«ДонЭкспоцентр», ДГТУ
ноябрь-декабрь 2018
МВДЦ «Сибирь»,
Вузы и научные площадки города
6-8 октября 2017
Самарский университет
27-29 октября
Кампус ДВФУ, ВГУЭС
30 сентября - 1 октября
Ледовый каток «Родные города»
21-22 сентября 2018 года
ВКК "Белэкспоцентр"
9-10 ноября 2018 года
Мурманский областной Дворец Культуры
21-22 сентября 2019 года
22-23 октября 2019 года
29-30 ноября 2019 года
7-8 сентября 2019 года
27-29 сентября 2019 года
4-5 октября 2019 года
10-12 октября 2019 года

Общество умных детей

«Вот у Васи папа академик — неудивительно, что у него одни пятёрки! А Машеньку надо в другую школу перевести: окружение плохо на неё влияет». Воспитание или гены, внешнее или внутреннее, кто виноват и что всё-таки делать? Ответить на эти вечно актуальные вопросы пытается наука под названием психогенетика (или поведенческая генетика, behavioural genetics — генетика поведения, если следовать западной традиции). Мы встретились с одним из ведущих специалистов в этой области — Юлией Ковас и выяснили, нужно ли создавать школы для одарённых детей, существует ли идеальная система образования и чего нам ждать от школ завтрашнего дня.

 

 
Юлия Ковас — директор Международной лаборатории междисциплинарных исследований индивидуальных различий в обучении Голдсмитс Университета Лондона, руководитель лаборатории когнитивных исследований и психогенетики Томского государственного университета. Окончила Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена по специальности «филология». Образование психолога получила в Великобритании, в Биркбек-колледже Лондонского университета.
 


Не на кого пенять

 

[oLogy] Можно ли что-то изменить, если гены плохие?

[Юлия Ковас] Да нет такого понятия — «плохие гены». Одно из важнейших открытий генетики состоит как раз в том, что за большинство человеческих характеристик отвечает множество участков ДНК, а не один ген. Причём по отдельности они вносят маленький вклад в наше с вами развитие. Поэтому и вероятность того, что по всем вовлечённым генетическим факторам есть негативные предпосылки, близка к нулю.

Если вас преследуют неудачи в какой-то сфере — будь то математика или умение разрешать конфликты, — скорее всего, на это работает целый набор генетических и средовых факторов. Некоторые из них предрасполагают к великим достижениям, другие, наоборот, предвещают проблемы. Однако только в совокупности и взаимодействии генетика и среда определяют положение человека в условном промежутке от низких до высоких способностей или достижений. Например, на континууме от математических расстройств, таких как дискалькулия, до математической гениальности, большинство из нас находится посередине, там, где отрицательные и положительные воздействия уравновешивают друг друга. Так происходит с любой характеристикой, возьмите хоть рост, хоть вес, интеллектуальные способности или личностные характеристики. Людей, безоговорочно выигрывающих или проигрывающих и генетическую, и средовую лотерею, немного.

 

 
 

[oLogy] Но можно ли стать великим математиком, если находишься посередине?

[ЮК] Человек может продвинуться, например, в интеллектуальных способностях как под влиянием среды, так и генов. Ни те ни другие факторы не являются определяющими по очень простой причине: их много, и они динамичны. Гены работают по-разному, в зависимости от средовых условий, которые, в свою очередь, создаются, меняются и воспринимаются тоже по-разному — в зависимости от генетических предпосылок. Правда и то, что как средовые, так и генетические условия могут иметь тормозящий или ограничивающий эффект, поэтому одним людям гораздо сложнее добиться определённого результата, чем другим. Это очень важно понимать и помнить, чтобы избежать пусть даже невысказанного осуждения: «не получается — значит, ленится»; «набрала лишний вес — значит, нет силы воли»; «я-то ведь могу, у меня-то получается». К сожалению, подобные сравнения очень часты и очень неправильны.

А главное, мы до сих пор до конца не понимаем, что именно определяет учебную успешность. В Великобритании в течение 21 года проводилось исследование: около десяти тысяч пар близнецов сравнивали по таким показателям, как мотивация, интерес к учёбе, общие когнитивные способности, здоровье, психологическое состояние, восприятие школьной среды. Когда британским школьникам исполняется 16, они сдают стандартизированный экзамен, чем-то напоминающий наш ЕГЭ. Там есть обязательные предметы: математика, английский язык и науки (биология, физика, химия), а есть необязательные. Так вот, мы изучали, какие характеристики влияют на успешную сдачу экзаменов. И выяснилось, что все исследованные нами факторы (мотивация, интерес к учёбе, общие когнитивные способности, здоровье, психологическое состояние, восприятие школьной среды и т. д.) объясняют только 50% индивидуальных различий в том, насколько удачно подростки сдают экзамены. Понять причины остальных 50% пока не удалось.

Получается, мы многого не улавливаем своими инструментами — того, что явно существует и частично определяет различия в успешности. Или, может, улавливаем, но недостаточно хорошо измеряем. В любом случае благодаря масштабным междисциплинарным исследованиям мы с каждым годом будем понимать всё больше, инструменты измерений улучшатся и станут подспорьем в образовательных процессах.

Сегодня существует система взаимных обвинений. Кто виноват, что ребёнок мало знает? Учитель. Но учитель говорит, что виноваты родители или сам ребёнок. Или система. А страдает ребёнок. Это в корне неправильно. Никто не виноват. Просто нужно признать, что причинно-следственные связи здесь сложные, и вместе добывать новые знания, совершенствовать методы и развивать персонализированные подходы — чтобы обеспечить позитивное развитие для всех. Нужно продолжать исследования и использовать полученные знания на практике.

[oLogy] Готова ли к этому школа?

[ЮК] У нас много школ-партнёров, я часто провожу семинары для учителей. Могу сказать, что большинство учителей готовы осваивать новое. Но, к сожалению, на сегодня качественные научно-практические взаимодействия остаются единичными. Например, сейчас мы проводим исследование в школах Петербурга и Томска: как изучение второго языка (важно ещё, какого именно) влияет на познавательные процессы? Школьники в этом проекте со второго класса изучают английский, китайский или испанский. Сейчас они уже шестиклассники. Мы собирали данные в начале и конце второго класса, несколько раз в пятом-шестом классах. Эта информация сейчас анализируется — результаты покажут, какое влияние оказывает изучение конкретного языка на когнитивные процессы.

 

Иллюстрации

TEDxTomsk, iStock, Anna Samoylova on Unsplash

 

Добавьте свой комментарий

Plain text

  • Переносы строк и абзацы формируются автоматически
  • Разрешённые HTML-теги: <p> <br>
LiveJournal
Регистрация

Другие статьи в этой рубрике

Графен в медицине

Ксения Рыкова для ПостНауки

Астрономы поймали длинный гамма-всплеск от взрыва далекой сверхновой

Астрономы смогли достоверно обнаружить новую пару сверхновая—гамма-всплеск в далекой галактике. Подобные открытия позволяют понять связь между этими катаклизмами и более детально разобраться в механизмах генерации гамма-всплесков.

Взрыв сверхновой разложили на этапы

Сверхновые звёзды — основной источник элементов жизни во Вселенной. Существование человечества и всего живого стало возможно благодаря тем химическим элементам, которые были получены в результате взрыва сверхновых звёзд.

Новости в фейсбук

Случайные статьи

Банки, часы... и мосты

Швейцария известна своими надежными банками и наверное не менее надежными часами. Но строят там тоже неплохо. Вспомнить хотя бы знаменитый Чертов мост... Ведь три столетия простоял прежде чем рухнул.

Опубликованы результаты классификации китайского коронавируса

Материалы, которые навсегда изменили историю человечества

Место находки: Сентгабель, Верхняя Гаронна, Франция. // commons.wikimedia.org
 

Распределение материи и гамма-лучей указало на аннигиляцию темной материи

S. Ammazzalorso et al. / Physical Review Letters, 2020

Схема будущего