cентябрь-ноябрь 2020
September – November 2020
09-11 октября 2020

Зачем люди осваивают космос

Стоит выделить, как минимум, четыре главных фактора – технологический, научный, экономический и цивилизационно-биологический.

Космос – это сложная, местами даже экстремальная среда, поэтому техника, которую мы создаём для его освоения, требует новых подходов. Впоследствии все технологии, материалы, системы, которые мы разрабатываем для космоса, могут найти применение и на Земле. Так получилось с Лунной программой, когда инвестиции в технику и в развитие компьютерных систем по сути явились не единственным, но важным стимулом и основанием для нынешней технологической компьютерной революции. Правда, сейчас космос больше заимствует из земных технологий, чем наоборот: в развитие космических технологий в России вкладываются намного меньше, чем это было в СССР.

С точки зрения науки, главная задача изучения космоса – лучше понимать мир, в котором мы живем. Сейчас мы лучше понимаем, сколько астероидов летает, какую опасность они представляют для землян, можем предсказывать солнечные вспышки и многое другое. Теперь мы лучше знаем, где живём, и не боимся, что с прилётом кометы случится эпидемия или начнётся война. Продолжать исследования следует, и в этом есть смысл, хоть не улучшающий жизнь здесь и сейчас, но работающий на перспективу.

Не стоит забывать и об экономике. Сегодня объём космического рынка, то есть денег, которые зарабатываются в космосе или при помощи космоса, в несколько раз превышает затраты всех государств на его исследование. Космос в масштабе человечества – прибыльная деятельность, а вовсе не расходная статья бюджета. Государственные траты на космос продолжаются, но многие страны развиваются за счёт частных компаний, которые работают с помощью космоса и уже извлекают выгоду, поэтому мотивы развиваться дальше у них есть.

Беспилотная космонавтика проявила себя гораздо лучше, чем пилотируемая, и основная часть денег приходит из трёх сфер. Во-первых, это спутниковая съёмка, например, всем известные яндекс и гугл-карты. Во-вторых, это спутниковая навигация, экономическую ценность которой так никто точно и не посчитал, но она имеет колоссальное значение и для авиации, и для мореходства, и для систем безопасности. И третье – ретрансляция данных: мир постоянно обменивается информацией благодаря космосу. Если мы отключим все спутники, то не останемся без интернета, но всё-таки 10% обмена данных проходит через космос: это и трансляция данных, и банковские транзакции, и прочее. Космос действительно приносит выгоду и улучшает жизнь на планете.

Наконец, цивилизационно-биологический фактор. Любой биологический вид – будь то вирус, синица или человек – стремится к наиболее широкому расселению. И этому есть эволюционное обоснование: чем шире охватывает территорию планеты популяция вида, тем больше шанс выжить в условиях изменяющихся внешних условий. Когда люди осваивали другие материки, они не думали, что надо расширить свою популяцию, и что это повысит выживаемость человека как вида. У них были свои причины – сбежать от врагов, найти более плодовитые земли и так далее. Но, по сути, они шли к той же самой концепции, что и любое живое. И космос – продолжение прежнего биологического стремления расширяться как можно дальше. Сейчас мы как вид достигли максимального распространения: заняли все широты, среды, и мы можем продолжать стремление дальше. Наше развитие техники позволяет лететь дальше в космос. А если мы можем, и нам ничего не мешает, почему бы и нет.

Но всё это рациональные обоснования. У меня есть и другой. Зачем люди осваивают космос? Просто потому что хочется! Конечно, такой ответ пригоден только для частной космонавтики: если хочется, то и лети, но на свои деньги, а не государственные. Илон Маск пытается летать на собственные средства, ему пока не хватает, поэтому он зарабатывает на госзаказах, выполняет коммерческие услуги, но он идет к тому, чтобы начать летать за свой счёт и предлагать услуги тем, кто тоже так может. И Джефф Безос продвигает ту же идею, потому что ему хочется. При таком подходе отпадает вообще вопрос «зачем». Хочу и всё.

Отвечает Виталий Егоров, популяризатор космонавтики, создатель сообщества в социальных сетях «Открытый космос»

Иллюстрации

Jeremy Thomas on UnsplashBryan Goff on UnsplashGreg Rakozy on UnsplashNASA on Unsplash, flickr.com/photos/nasahqphoto

Банки, часы... и мосты

Швейцария известна своими надежными банками и наверное не менее надежными часами. Но строят там тоже неплохо. Вспомнить хотя бы знаменитый Чертов мост... Ведь три столетия простоял прежде чем рухнул.

Опубликованы результаты классификации китайского коронавируса