Как котики повлияли на науку (Часть 6)

Счастливый чёрный кот

В 2003 году развеяли миф о невезучести котов тёмных окрасов

И напоследок немного об удаче. Мы понимаем, что читатели научно-популярного издания вряд ли верят в приметы. Однако, не будучи склонны к суевериям, вы вполне можете испытывать благородное желание искоренять их.

Например, бразильский биолог и эколог, профессор Эдуардо Эйзирик и его коллеги из Национального института рака США доказали, что чёрный кот, который во многих культурах считается символом неудачи, напротив, настоящее олицетворение везения! Исследование, подтверждающее сей факт, вышло в журнале Current Biology в 2003 году.

Ну не счастливчики ли они, коты тёмной окраски?

В ходе изучения «невезучих» котов и кошек учёные рассматривали ген меланизма MC1R, который связан с чёрным окрасом. Мутируя, этот ген не только начинает влиять на цвет шерсти, но и придаёт организму устойчивость к некоторым опасным заболеваниям, в частности к вирусу иммунодефицита. Ну не счастливчики ли они, коты тёмной окраски?

Однако научная цель Эйзирика была, конечно, не в победе над суеверием — профессор и его команда хотели разобраться, возможны ли подобные эффекты в организме человека. MC1R происходит из того же семейства генов, что и человеческий CCR5. Этот ген есть в каждом из нас, но выгодно проявить себя он способен в очень редких случаях. Его мутация известна учёным как CCR5-Δ32 — при ней происходит делеция части гена (потеря участка хромосомы в процессе перестройки). Так вот, было установлено, что люди с этой мутацией значительно меньше подвержены риску стать носителями ВИЧ — прямо как везучие чёрные коты!

Эдуардо Эйзирик
Профессор кафедры генетики и эволюционной биологии Епископского католического университета Рио-Гранде (PUCRS).

Иллюстрации

Mayo Clinic, иллюстрация Shutterstock, wikipedia/commons, Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия

Cамый холодный кубометр во Вселенной

Новое криостатическое устройство, скрытое глубоко внутри горы Гран-Сассо (Италия), будет поддерживать температуру около -273 °C, чтобы помочь физикам выяснить массу нейтрино.

Есть ли у Земли спутники помимо Луны? Часть I

В настоящее время общепризнано, что единственным естественным спутником Земли является Луна, однако предположения о существовании других спутников неоднократно выдвигались астрономами, публиковались в популярных изданиях и описывались

Карельские ученые открыли одиннадцать видов живущих в упавших деревьях насекомых

Умная Вики

Хотите задавать Википедии более сложные вопросы, нежели это сегодня позволяет поиск по ключевым словам? Некоторое время назад в Лионе (Франция) представлен прототип специального модуля, который сможет это сделать.

Ученые определили судьбу тромбоцитов

Российские исследователи во главе с учеными МГУ экспериментально установили, какие факторы определяют судьбу тромбоцитов.