Правила жизни: Физики и Математики

Решать задачу «вскипятить чайник» физик и математик будут одинаково: нальют воду, включат плиту, поставят на неё чайник и доведут его содержимое до 100 °С. А вот задачу «вскипятить наполненный водой чайник» поймут по-разному. Физик подумает: «Включим плиту, поставим, нагреем». Математик: «Выльем воду из чайника, чем сведём задачу к предыдущей».

Как ни странно, и физик, и математик правы относительно решения второй задачи. Конечно, физик получил результат, совершив при этом минимальное количество действий. Но и математик пришёл к решению оптимально, только по-своему — с минимальным количеством рассуждений.

Григорий Кабатянский
доктор физико-математических наук, советник по науке ректора Сколтеха

В статье «Простые вещи: смартфон» упоминается гипотеза Иоганна Кеплера о максимально плотной упаковке трёхмерного пространства шарами, высказанная им в 1611 году. В 1958-м Амброз Роджерс описал гипотезу Кеплера как то, во что многие математики верят, а все физики знают и так.

А ещё через сорок лет, то есть почти через четыре столетия после Кеплера, гипотеза наконец-то была доказана. Казалось бы, зачем прилагать столько усилий, чтобы найти доказательство? Разве нельзя было просто поверить авторитетному учёному на слово? К сожалению и одновременно к счастью для самого существования математики, в ней нет экспериментальной проверки. И только доказательство является «сертификатом» правильности того или иного утверждения.

Самый известный пример битвы за доказательство — Великая теорема Ферма. Три с половиной столетия профессиональные математики и любители сходили с ума, пытаясь её решить. И лишь 20 лет назад профессор математики Принстонского университета Эндрю Уайлс доказал эту теорему

Ещё один анекдот на ту же тему

Учёные проводят эксперимент на выживаемость. В отдельных комнатах запирают инженера, физика и математика. В каждой комнате стоит закрытый сундук с едой, ключей нет. Через неделю приходят с проверкой. У инженера сундук открыт, а сам он сыт и доволен — показывает гвоздь:

— Вот, сделал из гвоздя отмычку, открыл замок.

Заходят к физику. Сундук разнесён в щепки, физик тоже сыт и доволен, показывает листок с расчётами:

— Вычислил, где у сундука слабое место, стукнул, он и рассыпался.

Заходят к математику. Сундук закрыт, пол и стены исписаны формулами. Злой отощавший математик ходит взад-вперёд и бормочет:

— Так, попробуем рассуждать от противного. Предположим, что сундук открыт...

Теги
Иллюстрации

www.shutterstock.ru, iStock

Откуда берутся фобии? (Часть 1)

Химикам удалось сделать шаг вперед на пути создания переключаемых реакторов

MP3-предтеча

Представьте себе плеер, на котором записан всего один час музыки, которая периодически прерывается тридцатисекундными рекламными вставками. К тому же на этом плеере нет ни одной любимой вами композиции. И все это можно приобрести всего за 299 долларов.

Поля Майкла Фарадея

Полтора столетия фарадеевы физические поля вдохновляли физиков на дальнейшие исследования. На Эйнштейна, к примеру, они оказали такое сильное воздействие, что он сформулировал свою теорию гравитации на языке физических полей.

Вода будет дороже нефти

По заявлению ООН, сегодня примерно 1,1 миллиарда человек на планете не имеют доступа к чистой питьевой воде, а к  пятидесятых года    XXI столетия от нехватки воды будут сохнуть от двух до шести миллиардов человек в 48 государствах.