Правила жизни: Физики и Математики

Решать задачу «вскипятить чайник» физик и математик будут одинаково: нальют воду, включат плиту, поставят на неё чайник и доведут его содержимое до 100 °С. А вот задачу «вскипятить наполненный водой чайник» поймут по-разному. Физик подумает: «Включим плиту, поставим, нагреем». Математик: «Выльем воду из чайника, чем сведём задачу к предыдущей».

Как ни странно, и физик, и математик правы относительно решения второй задачи. Конечно, физик получил результат, совершив при этом минимальное количество действий. Но и математик пришёл к решению оптимально, только по-своему — с минимальным количеством рассуждений.

Григорий Кабатянский
доктор физико-математических наук, советник по науке ректора Сколтеха

В статье «Простые вещи: смартфон» упоминается гипотеза Иоганна Кеплера о максимально плотной упаковке трёхмерного пространства шарами, высказанная им в 1611 году. В 1958-м Амброз Роджерс описал гипотезу Кеплера как то, во что многие математики верят, а все физики знают и так.

А ещё через сорок лет, то есть почти через четыре столетия после Кеплера, гипотеза наконец-то была доказана. Казалось бы, зачем прилагать столько усилий, чтобы найти доказательство? Разве нельзя было просто поверить авторитетному учёному на слово? К сожалению и одновременно к счастью для самого существования математики, в ней нет экспериментальной проверки. И только доказательство является «сертификатом» правильности того или иного утверждения.

Самый известный пример битвы за доказательство — Великая теорема Ферма. Три с половиной столетия профессиональные математики и любители сходили с ума, пытаясь её решить. И лишь 20 лет назад профессор математики Принстонского университета Эндрю Уайлс доказал эту теорему

Ещё один анекдот на ту же тему

Учёные проводят эксперимент на выживаемость. В отдельных комнатах запирают инженера, физика и математика. В каждой комнате стоит закрытый сундук с едой, ключей нет. Через неделю приходят с проверкой. У инженера сундук открыт, а сам он сыт и доволен — показывает гвоздь:

— Вот, сделал из гвоздя отмычку, открыл замок.

Заходят к физику. Сундук разнесён в щепки, физик тоже сыт и доволен, показывает листок с расчётами:

— Вычислил, где у сундука слабое место, стукнул, он и рассыпался.

Заходят к математику. Сундук закрыт, пол и стены исписаны формулами. Злой отощавший математик ходит взад-вперёд и бормочет:

— Так, попробуем рассуждать от противного. Предположим, что сундук открыт...

Теги
Иллюстрации

www.shutterstock.ru, iStock

Картофель спасают от гнили вирусами

Проблемы престарелого эталона

Эталон килограмма стар и болен, он теряет в весе. Для освидетельствования пожилого килограмма раз в год, начиная с 1889, его торжественно извлекают из специального хранилища в Международном бюро мер и весов в Севре.

Татуировка здоровья

Если обратить на него пристальное внимание, то обычный термометр может рассказать нам много важных вещей о нашем здоровье. Для этого надо лишь измерить температуру тела с точностью до десятых долей градуса.

Исследования российских ученых о ранних стадиях эмбриогенеза