Российские ученые из Гарварда определили возраст мышей по ДНК

Российские ученые из Гарварда нашли способ определять биологический возраст организма и его отдельных тканей. О методике они рассказали в журнале Cell Metabolism.

Технология «эпигенетических часов», основанная на контроле метилирования ДНК и позволяющая довольно точно оценивать биологический возраст тканей, клеток и органов, была предложена еще в 2013 году Стивом Хорватом из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе, но на людях ставить такие эксперименты нельзя.

Команда ученых отсеквенировала ДНК-метиломы крови 141 мыши и нашла 90 участков ДНК, которые описывают биологический возраст организма. «Это позволяет проверять соединения, генетические манипуляции и т. д. на предмет замедления старения, — объясняет Вадим Гладышев, руководитель исследования, профессор Медицинской школы Гарварда, заведующий лабораторией системной биологии старения МГУ. — Например, известно, что ограничение в калориях увеличивает продолжительность жизни. По нашим часам мы видим, что такие мыши биологически моложе, чем мыши того же возраста, которые ели сколько хотели. Мы проверили мышей, подверженных ограничению в калориях в 4 возрастных группах (от 10 до 27 месяцев), и в каждом случае они были моложе, чем контрольные мыши-ровесники. Но если ограничение в калориях длилось только 2 месяца, то разницы не видно — значит, мы имеем дело с накопительной функцией (накопление повреждений с возрастом)».

Также исследователи установили, что мыши с удаленным геном рецептора гормона роста остаются более молодыми, чем мыши из контрольной группы того же хронологического возраста. Полученные данные справедливы для мышей разных линий, пола и возраста. Кроме того, ученые сделали из клеток кожи взрослых мышей индуцированные плюрипотентные стволовые клетки и проверили их биологический возраст — как и предполагалось, он был близок нулю. Таким образом, новая технология позволяет изучать процесс омоложения. Она показывает, что организмы внутри популяции стареют с разной скоростью.

Ученые уверены, что с помощью их разработки будет возможно изучать старение в контексте разницы между хронологическим и биологическим возрастами и действенность различных методик замедления старения.

Чем можно зачерпнуть лаву?

Проконтролировано формирование пленок высших силицидов марганца с разной крутизной «лестниц»

Как змеи гипертоникам помогли

Как смертельный яд гремучей змеи может быть лекарством от повышенного артериального давления? Все зависит от количества.

Высокочувствительные ножки паука

Инженеры из Южной Кореи сконструировали датчик, который может обнаружить даже незначительные вибрации. Вдохновением для инновационного сенсора послужили ноги блуждающих пауков (wandering spider).

Синтез белков контролируется молекулярным таймером