cентябрь-ноябрь 2020
September – November 2020
09-11 октября 2020

Палеонтологи заполнили «раннемеловой пробел», описав новый вид плиозавра

Студент геологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова в составе международного коллектива ученых описал новый род и вид ископаемой морской рептилии — плиозавра. Статья с результатами работы опубликована в журнале Current Biology.

«Нового плиозавра назвали Luskhan itilensis, что основано на монгольской мифологии, где Луус-хан — предводитель духов воды, а Итиль — тюрко-монгольское название Волги. Скелет плиозавра был обнаружен в 2002 году в отложениях мелового периода (готеривский ярус раннего мела, около 130 млн лет назад) на берегу Волги в 20 км к северу от Ульяновска», — рассказал Николай Зверьков, один из авторов работы, студент кафедры палеонтологии геологического факультета МГУ.

Николай Зверьков со скелетом Luskhan itilensis в процессе подготовки экспозиции. Источник: Николай Зверьков

Luskhan itilensis был включен в филогенетический анализ (таксон-признаковую матрицу анализировали в программе TNT), результатом которого стало новое эволюционное древо для этой группы рептилий. В родовом древе плиозавров Luskhan занял промежуточное положение между юрскими и позднемеловыми плиозаврами, потому что он сочетает в себе ряд примитивных и продвинутых признаков.

Наличие нескольких уникальных признаков озадачило авторов исследования, в связи с чем пришлось собрать дополнительные данные по морфологии плиозавров и провести ряд анализов. В отличие от всех остальных продвинутых плиозавров, которые традиционно считались без исключения суперхищниками, Luskhan обладал достаточно утонченным черепом с вытянутым ростром и относительно мелкими зубами, что указывает на приспособление к питанию некрупной добычей: рыбой и головоногими моллюсками. При этом Luskhan демонстрирует удивительное сходство в форме черепа и ростра с представителями одной из групп меловых плезиозавров (семейство Polycotylidae).

Скелетная реконструкция Luskhan itilensis, сделанная Николаем Зверьковым. Источник: Николай Зверьков

«Таким образом, новая находка показала, что экоморфологическое разнообразие плиозаврид было шире, а их эволюционная история сложнее, чем считалось ранее. Долгое время почти ничего не было известно о раннемеловых плиозаврах — это время в истории плиозавров принято называть "раннемеловым пробелом". Однако находки последних лет позволили заполнить этот пробел», — заключил Николай Зверьков.

Работа проходила в сотрудничестве с учеными из Ульяновского государственного университета, Ульяновского областного краеведческого музея, Саратовского государственного технического университета имени Ю.А. Гагарина, Аляскинского университета в Фэрбенксе, США, Королевского Бельгийского Института Естественных Наук, Смитсоновского института, США, и Оксфордского университета.

Фото: Прижизненная реконструкция Luskhan itilensis. Обе реконструкции представлены с силуэтом дайвера для масштаба. Источник: Адрей Атучин

Русский ответ голому землекопу

Борьба со старением — одна из самых популярных тем в науке. Чисто теоретически жить можно если не вечно, то по крайней мере раза в полтора дольше, чем сейчас.

Трехмерный принтер в невесомости

В составе груза, который был доставлен на борт Международной космической станции (МКС) грузовым космическим кораблем Dragon компании SpaceX, находился первый трехмерный принтер, предназначенный для работы в условиях невесомости или микрогравитации.

Астрофизики обнаружили «загрязненную» кальцием звезду