Учёные создали многофункциональные белково-полимерные плёнки

Сотрудники МГУ имени М.В.Ломоносова совместно с российскими и иностранными коллегами обнаружили, что при смешении древообразных полимеров дендримеров и белков самопроизвольно образуются многослойные плёнки. Они формируются просто и сохраняют активность белков-ферментов, это определяет их потенциал в качестве материала для создания биосенсоров и медицинских изделий. Результаты работы опубликованы в журнале Polymer.

В наши дни известно огромное количество полимеров различного строения, состава и свойств. Одним из самых интересных примеров являются дендримеры — древовидные макромолекулы. Устроены они следующим образом: к центральному ядру присоединены три группировки, от каждой из которых отходит ветвь ещё с двумя ветками и так далее. Такая структура достигается в результате многоступенчатого синтеза.

Количеством точек ветвления определяется номер генерации дендримера: у первой генерации каждая ветвь имеет одну точку, у второй — две, у третьей — три и так далее. Чем дальше, тем более плотной и сферической становится структура, а её физико-химические свойства определяют функциональные группировки внешнего слоя. Дендримеры способны образовывать полости, в которые можно упаковать молекулы, — это свойство стало поводом для активного изучения этих веществ. Учёные МГУ, однако, нашли дендримерам совершенно иное применение.

«Мы обнаружили, что при смешении белков с дендримерами четвёртой генерации происходит самопроизвольное образование многослойных наноплёнок толщиной порядка 200-700 нм. Они могут покрывать стеклянные или пластиковые поверхности, а также формироваться на границе раздела жидкость — воздух», — рассказывает Владимир Муронец, профессор факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ, заведующий отделом биохимии животной клетки Научно-исследовательского института физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского МГУ.

Учёные провели эксперименты по включению в состав наноплёнок различных ферментов: лизоцима, разрушающего клеточные стенки бактерий, и нескольких видов протеиназ, вызывающих расщепление белков. Экспериментально удалось выяснить, что эти белки в составе наноплёнки способны сохранять активность около двух недель. Сама же двухкомпонентная система устойчива к действию детергентов (моющих средств), к изменениям кислотности среды, да и в целом стабильна при хранении. Впрочем, основное преимущество изготовленных плёнок состоит в простоте их формирования за счёт самосборки.

«Мы считаем, что белково-дендримерные плёнки являются перспективным материалом для создания биосенсоров, а также могут быть использованы в медицине в качестве биоактивных перевязочных материалов», — заключает Владимир Муронец.

Работа выполнена совместно с сотрудниками Института элементоорганических соединений имени А.Н. Несмеянова РАН, Института органической химии имени Н.Д. Зелинского РАН, Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова, а также из французского Национального института сельскохозяйственных исследований.

Фото: Комплекс дендримера с ферментом лизоцимом. Молекула дендримера жёлтая. Поверхность молекулы белка окрашена в соответствии с химическими свойствами аминокислотных остатков (красный – положительно-заряженные, синий – отрицательно-заряженные, зелёный – поляр

Ученые нашли «спусковой крючок» болезни Альцгеймера

Группе ученых из МГУ в сотрудничестве с коллегами из Института молекулярной биологии РАН и Лондонского королевского колледжа удалось разобраться в механизме развития

Российские ученые научились добывать трудноизвлекаемую нефть

Ученые разработали новый метод получения химических комплексов для фотогальванических элементов

Группа российских исследователей при участии ученых из МГУ имени М.В.Ломоносова разработали новый метод синтеза субфталоцианиновых комплексов, которые можно будет использовать для создания фотогальванических элементов.

Биологи из МГУ исследовали клеточный каннибализм в раковых опухолях