Геологи из МГУ открыли 13 новых минералов у вулканов Камчатки

Геологи из МГУ нашли на склонах вулкана Толбачик на Камчатке «чертовую дюжину» ранее неизвестных минералов, возникающих в окрестностях расселин, из которых выходят вулканические газы. Их фотографии и описания были опубликованы в журнале Mineralogical Magazine.

«Уникальность и научное значение Толбачика заключаются не только в его необычной геохимии, но и в том, что процессы минералогенеза здесь можно наблюдать "вживую", получая уникальную, нигде более не доступную информацию о вулканогенном рудообразовании. В течение последних двух лет именно здесь нами открыто 13 новых минералов», — рассказывает декан геологического факультета МГУ академик Дмитрий Пущаровский.

Минерал шуваловит. Источник: Дмитрий Пущаровский

По современным представлениям, первичная материя Солнечной системы содержала в себе около десяти различных примитивных минералов, из которых впоследствии были сложены Земля, Марс и другие планеты и малые небесные тела. Сегодня, по оценкам ученых, на нашей планете присутствует около 5 тысяч минералов, и еще 1,5 тысячи ожидают открытия в глубинах недр.

Огромное количество минералов, как рассказывает Дмитрий Пущаровский, можно найти в окрестностях вулканов, в том числе в водах их гейзеров и в окрестностях фумарол — тех точек, откуда вырываются газообразные и парообразные выбросы. Их богатство ученые только начинают изучать.

В последние годы Дмитрий Пущаровский и его коллеги все больше внимания уделяют активным фумаролам, порожденным действующим вулканом Толбачик на Камчатке. Внутри них, при температурах от 70 до 700 градусов Цельсия из вулканического газа, несущего на поверхность хлор, серу, медь, цинк, мышьяк, селен и почти всю таблицу Менделеева, кристаллизуются самые разнообразные минералы.

Здесь, как передает пресс-служба Российского научного фонда, поддерживающего изучение минерального богатства Камчатки, уже были найдены уникальные минералы, не встречающиеся в других уголках Земли, в том числе первые природные соединения мышьяка и титана, бора и цинка, и многие другие необычные комбинации элементов.

Недавно геологи из МГУ пополнили эту коллекцию «камчатских» геохимических богатств, открыв цезиодимит и криптохальцит — первые минералы на базе соединений цезия и меди, а также калия и меди. Ученые также нашли новые соединения мышьяка в фумаролах Толбачика, обладающие интересной структурой и оптическими свойствами.

«Несмотря на многовековую историю, минералогия продолжает оставаться живой и очень востребованной наукой. Несомненно, впереди у минералогов новые достижения, связанные с исследованием минерального состава не только земной коры, но и глубинных оболочек Земли. Работы по открытию минералов и их систематике способствуют генерации новых идей, расширяющих научные представления о составе, строении и эволюции нашей планеты», — заключает геолог.

Фото: Минерал чанабаяит. Источник: Дмитрий Пущаровский

Ученые обнаружили безвредный стимулятор работы мозга

Шведские учёные нашли альтернативу кофе для стимуляции работы мозга - и им оказался синий цвет.

Биологи из МГУ обнаружили в бурятском молоке уникальный штамм молочнокислых бактерий

Сотрудники кафедры микробиологии биологического факультета МГУ открыли новый штамм молочнокислых бактерий, перспективных для использования в качестве биоконсерванта про

...И быстрых разумом бозонов в коллайдере большом рождать

Всего без одной частицы большинство попыток создать гармоничную модель Вселенной и вещества в ней идут прахом. И вот в ЦЕРНе сообщили, что нечто сходное с этой фундаментальной частицей найдено в экспериментах на Большом адронном коллайдере.

Время собирать камни

Балансировка камней (англ. rock balance) – это искусство располагать камни друг на друге во всевозможных комбинациях, которое, на первый взгляд, кажется абсолютно невозможным.

Снегоуборщик поедает снег и оставляет за собой кирпичи

Снег? В Японии? Да, снег, и не только на вершине горы Фудзи. В некоторых северных частях страны зимой выпадает на удивление большое количество снега, его достаточно, чтобы полностью перекрыть дороги и изолировать людей, живущих в горных деревнях.