Магистрант МГУ изучил эволюционную судьбу плиозавров по зубам

Магистрант кафедры палеонтологии геологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова совместно с зарубежными коллегами описал новые формы зубов плиозавров — крупных морских рептилий, занимавших вершины пищевых цепей в морях юрского и мелового периодов 170-90 млн лет назад. Ранее считалось, что на рубеже мела и юры разнообразие плиозавров сократилось, но наибольшее число вариаций форм зубов плиозавров учёные отмечают именно в этом периоде. Новые данные свидетельствуют, что при переходе из юрского периода в раннемеловой разнообразие плиозавров не только не сократилось, а даже увеличилось. Работа опубликована в журнале Palaeontology.

Авторы статьи исследовали остатки рептилий, найденных на территории России — в Сибири и Поволжье — и относящихся к позднеюрской (163-145 млн лет назад) и раннемеловой (145-100 млн лет назад) эпохам. Палеонтологи из МГУ и их зарубежные коллеги особенно заинтересовались зубами: среди находок обнаружены зубы нескольких форм. Такое разнообразие ставит под сомнение гипотезу о том, что лишь одна эволюционная линия плиозавров пересекла границу между юрским и меловым периодами.

Ранее считалось, что для середины мелового периода характерны плиозавры исключительно с коническими коронками зубов, тогда как для конца юрского и начала мелового периода были известны формы только с трехгранными коронками. Новые находки из пограничных отложений юры и мела позволили утверждать, что плиозавры с коническими коронками сосуществовали с обладателями трехгранных коронок на протяжении как минимум 25 млн лет на рубеже периодов, при этом наблюдается несколько разных типов конических коронок, различающихся по форме и расположению продольных гребней.

Расчеты показали, что наибольшее разнообразие в форме зубов плиозавров возникло именно в этот временной интервал. Это открытие позволяет говорить о том, что плиозавры пересекли границу юры и мела, не снизив свое разнообразие, а, напротив, увеличив его. Сокращение разнообразия плиозавров произошло позднее, в конце раннемеловой эпохи (после барремского века), когда исчезли плиозавры с трехгранными зубами.

«Нами изучены новые находки плиозавров из России, из временного интервала, для которого прежде практически не были известны находки морских рептилий, в том числе и плиозавров. Помимо этого, проведен ряд анализов морфологии зубов всех известных плиозавров за всё время существования группы, позволивший лучше понять эволюцию группы в целом», — рассказал один из авторов работы, магистрант геологического факультета МГУ Николай Зверьков.

Исследование проведено совместно с учеными из Льежского университета, Института палеобиологии Польской академии наук и Оксфордского университета.

Фото: Реконструкция плиозавра. Источник: Андрей Атучин

Самый широкий цветок в мире

Во влажных тропических лесах Индонезии и Филиппин обитает удивительное растение — раффлезия, которую иногда еще называют трупной лилией — столь отвратительный запах издают ее цветы.

Фестиваль NAUKA 0+ стал партнером Международного года

Навстречу маякам. Станьте героем Воннегута и Лема

Вы давно мечтали оказаться внутри сюжета увлекательной книги? Тогда галактики Магеллановы Облака — это для вас. В одной из них находится вымышленная планета Тральфамадор, чьи обитатели, по мнению писателя Курта Воннегута, влияют на ход земных событий.

Солнечный самолёт Рафаэля

Биологи из МГУ выяснили, как начинает синтезироваться белок в живой клетке

Ученые из МГУ имени М.В.Ломоносова под руководством Сергея Дмитриева (НИИ физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского МГУ) прояснили, как живая клетка решает, откуда начать синтез белка.