Нанотрубки дисульфида вольфрама — основа для новых фотонных устройств

Сотрудники факультета наук о материалах МГУ в тесном сотрудничестве с учёными физического факультета МГУ, Института Вейцмана (Израиль), Тель-Авивского университета (Израиль) и Института Йозефа Стефана (Словения) показали наличие уникального взаимодействия света с веществом в суспензиях и тонкопленочных самосборках нанотрубок дисульфида вольфрама, которые являются одними из самых известных и «старейших» аналогов всемирно известных углеродных нанотрубок. Результаты работы опубликованы в журнале Physical Chemistry Chemical Physics.

В работе впервые детально рассмотрены удивительные оптические свойства неорганических нанотрубок на основе дисульфида вольфрама, которые были впервые открыты еще в 1992 году профессором Решефом Тенне (Институт Вейцмана, Израиль), руководившим большим блоком работ и в данном исследовании. Несмотря на то, что к настоящему времени освоен синтез дисульфидных нанотубулярных структур в полупромышленном масштабе и разработан ряд нанокомпозитов и электронных устройств на их основе, долгое время в изучении оптических свойств дисульфидных нанотрубок сохранялся ряд существенных «пробелов». Спектры экстинкции суспензий нанотрубок WS2, имеющие набор особенностей в видимой и инфракрасной области спектра, ошибочно интерпретировались как набор экситонных пиков поглощения. Однако данный подход требовал объяснения существенному сдвигу положений наблюдаемых экситонных пиков по сравнению со спектрами объёмных образцов дисульфида вольфрама и различий спектральной формы экстинкции у суспензий и частично упорядоченных плёнок на основе дисульфидных нанотрубок.

Нанотубулярные структуры на основе дисульфида вольфрама

На основании впервые проведенных комплексных измерений оптических свойств суспензий нанотрубок WS2 учёные из Института Вейцмана и факультета наук о материалах МГУ показали, что особенностью таких наноструктур является сильное рассеяние света, вклад которого маскирует экситонные пики, проявляющиеся лишь в спектрах истинного поглощения и практически в точности совпадающие по энергии с экситонными пиками в объёмном WS2.

Более детальное экспериментальное изучение оптических спектров экстинкции и отражения, подкреплённое моделированием методом конечных разностей во временной области и по феноменологической модели связанных осцилляторов показало сильное взаимодействие света с веществом и формирование экситон-поляритонов в рассматриваемой системе. Данный блок исследований был проведён сотрудниками Института Вейцмана и лаборатории нанофотоники и метаматериалов физического факультета МГУ под руководством профессора А.А. Федянина. Было установлено, что нанотрубки WS2 играют роль квазиодномерных поляритонных наносистем и проявляют одновременно экситонные особенности и резонаторные моды в видимом и ближнем инфракрасном диапазонах.

«Результаты, полученные в данном масштабном, поистине международном исследовании, позволяют рассматривать нанотрубки дисульфида вольфрама в качестве основы для новых фотонных устройств, элементов оптических схем. Кроме того, знания о столь нетривиальных оптических особенностей данных наноструктур позволят по-новому взглянуть на свойства композитов плазмонных наночастиц золота и серебра с дисульфидными нанотрубками, активно разрабатываемых молодыми учёными факультета наук о материалах МГУ», — рассказал соавтор статьи Александр Поляков.

Более подробное обсуждение необычной дисульфидной системы, новых нанокомпозитов на основе тубулярных и луковичных наноструктур дисульфидов молибдена и вольфрама, их неорганический дизайн, анализ функциональных свойств и применений авторы опубликовали в недавнем обзоре в ведущем журнале «Успехи химии».

Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда.

Фото: Особенности оптических свойств дисульфидных нанотрубок

Ученые нашли «спусковой крючок» болезни Альцгеймера

Группе ученых из МГУ в сотрудничестве с коллегами из Института молекулярной биологии РАН и Лондонского королевского колледжа удалось разобраться в механизме развития

Российские ученые научились добывать трудноизвлекаемую нефть

Ученые разработали новый метод получения химических комплексов для фотогальванических элементов

Группа российских исследователей при участии ученых из МГУ имени М.В.Ломоносова разработали новый метод синтеза субфталоцианиновых комплексов, которые можно будет использовать для создания фотогальванических элементов.

Биологи из МГУ исследовали клеточный каннибализм в раковых опухолях