cентябрь-ноябрь 2020
September – November 2020
09-11 октября 2020

Физики МГУ обнаружили в редкоземельном соединении два сложных магнетизма

Сотрудники Научно-исследовательского института ядерной физики имени Д.В. Скобельцына МГУ имени М.В.Ломоносова совместно с коллегами из Российской академии наук синтезировали германид диспрозия в метастабильном состоянии и выяснили, что в этом соединении сосуществуют два явления сложного магнетизма. Изучение свойств химических соединений носит фундаментальный характер и в дальнейшем может привести к открытию новых перспективных материалов. Результаты исследования были опубликованы в журнале Journal of Alloys and Compounds.

Германид диспрозия DyGe3 — это редкоземельный элемент серебристо-белого цвета, который сравнительно редко встречается в земной коре и образует тугоплавкие, практически не растворимые в воде оксиды. В ходе исследования под давлением в восемь гигапаскалей ученые получили поликристаллические образцы германида диспрозия в метастабильном состоянии — равновесии физической системы, стабильность которой сохраняется при не очень больших возмущениях.

Физики обнаружили, что в этом соединении существует «волна зарядовой плотности» — явление, которое возникает в некоторых кристаллах при низких температурах из-за особенностей их электронного строения. Она представляет собой пространственно-периодические смещения ионов и электронной плотности — вероятности обнаружения электрона в определенной точке пространства.

В последних исследованиях основное внимание уделялось физике волны зарядовой плотности в редкоземельных соединениях и тому, как эта волна влияет на искажение кристаллической решетки и на магнитное упорядочение. Магнитное упорядочение — это самопроизвольное выстраивание магнитных моментов (векторов) атомов в веществе. То есть все векторы атомов в веществе имеют определенное направление: они могут быть параллельны (ферромагнитный порядок) или антипараллельны (антиферромагнитный порядок) друг другу. Недавно ученые выяснили, что волна зарядовой плотности может предшествовать и сосуществовать с антиферромагнитным упорядочением, когда половина векторов атомов направлена в одну сторону, а вторая половина повернута на 180о.

В германиде диспрозия при понижении температуры происходит переход к волне зарядовой плотности, а при еще более низкой температуре — к антиферромагнитному состоянию.

«Мы выяснили, что, когда структура кристаллической решетки немного искажается, а симметрия кристаллической структуры в окрестностях некоторых атомов меняется, в веществе происходит переход к волне зарядовой плотности. Волна оказывает определенное влияние на магнитные свойства вещества, приводя, в частности, к появлению спиральной магнитной структуры», — отметил один из авторов статьи, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории электрон-ядерных и молекулярных процессов НИИЯФ МГУ Александр Николаев.

Ученые пояснили, что полученные результаты позволяют лучше понять механизмы взаимосвязи и корреляции зарядовых и спиновых характеристик электронной системы. Зарядовые характеристики связаны с волной зарядовой плотности, а спиновые — с антиферромагнитным порядком.

«Наша работа посвящена, в первую очередь, фундаментальным проблемам физики конденсированного состояния. К таким проблемам относятся магнетизм и структурный фазовый переход. В будущем работа может привести к новому пониманию сложного магнетизма в редкоземельных элементах и открытию новых перспективных материалов», — заключил ученый.

Работа проходила в сотрудничестве с учеными из Института физики высоких давлений РАН, Московского физико-технического института и Объединенного института ядерных исследований, Института ядерных исследований и ядерной энергии (София, Болгария), Института физики конденсированных средств (Брауншвейг, Германия) и Института физики Университета Марии Склодовской-Кюри (Люблин, Польша).

На фото: компьютерный расчет электронных зон DyGe3, дающий представление о металлической связи в этом соединении. Электронные состояния представлены вдоль линий высокой симметрии в импульсном пространстве. Состояния с энергией, меньшей уровня Ферми (меньше нуля) — заняты, а с энергией выше уровня Ферми (выше нуля) — свободны. Точки Г, Х, М и другие являются характерными точками высокой симметрии.

Ученые выяснили параметры воды древнего марсианского озера

Исследователи из США и Японии проанализировали соленость, кислотность и окислительно-восстановительный потенциал озера, которое в древности существовало на месте кратера Гейла на Марсе.

ФИОП приглашает 5 марта принять участие в информационном дне «Российско-израильская программа. Вопросы участия»

Ведение отчетности по материальным потокам

Исследование ОМЗ может базироваться на иерархии шкал, начиная со сбора статистики по конкретному производственному процессу, постепенного перехода по данным, касающимся всего сектора промышленности и заканчивая совокупными материальными потоками го

В клетке. С чего начинается начало.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ НАЧАЛО.

Тот самый Кот Шрёдингера