Химики синтезировали наночастицы, которые помогут лечить онкологические заболевания

Сотрудники химического факультета МГУ совместно с учеными из НИТУ МИСИС разработали одностадийный метод синтеза магнитных наночастиц оксида железа, которые можно использовать для диагностики и терапии онкологических заболеваний. Результаты исследования ученых опубликованы в журнале Langmuir.

Атомы на поверхности любого вещества обладают большей энергией, чем атомы внутри объема (во-первых, им нужно преодолеть силы межмолекулярного притяжениях, находясь в глубине, во-вторых, добраться до поверхности). С уменьшением размера частиц вещества до нанометров, автоматически увеличивается доля поверхностных атомов, соответственно, доля поверхностной энергии, которая сильно влияет на изменение физико-химических свойств материала. Ими-то и заинтересовались ученые.

Например, магнитные наночастицы имеют обыкновение скапливаться в опухолевых сосудах, свободно проходя через здоровые ткани. Поэтому с помощью магнитно-резонансной томографии можно определять, где велика доля наночастиц, детектировать наличие и развитие злокачественных опухолей.

Кроме того, в переменном магнитном поле наночастицы парамагнетика (вещество, которое намагничивается в направлении внешнего магнитного поля) колеблются и «трутся» об окружающие молекулы – возникает локально нагревание до 40-42 °С. Незначительное повышение не опасно для здоровых клеток, а вот для раковых – губительно. Метод терапии, открытый на основе этого свойства, называется гипотермия высокочастотного магнитного поля.

Небольшое «Но!» при синтезе наночастиц – любое вещество стремится уменьшить свою поверхностную энергию, поэтому наночастицы активно соединяются, уменьшая суммарную площадь поверхности. Чтобы это предотвратить, в раствор вводят органические кислоты, которые там благополучно диссоциируют. Отрицательно заряженные ионы покрывают частицы вещества и вот, благодаря силам отталкивания, те уже не могут сильно сблизиться.

Так ученые с помощью серосодержащих карбоновых кислот получили наночастицы оксида железа. Как поясняет один из авторов работы, доктор химических наук, профессор Елена Белоглазкина, сульфокислоты выигрывают у обычных карбоновых кислот в качестве модификатора наночастиц, поскольку между атомами железа и серы образуется крепкая ковалентная связь.

Исследования магнитных свойств показали, что наночастицы железа обладают большим магнитным насыщением. Суть этого показателя – чем больше магнитное насыщение, тем меньше магнитное поле нужно создать для намагничивания вещества.

Физики реализовали новую концепцию управления светом

Сотрудники физического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова предложили и реализовали экспериментально новую концепцию управления светом посредством электрического поля,

Историки изучат проблемы коммеморации событий наполеоновских войн и Первой мировой

Ученые из России и Великобритании создают фильтры от вредных выхлопов

Учёные создали многофункциональные белково-полимерные плёнки

Сотрудники МГУ имени М.В.Ломоносова совместно с российскими и иностранными коллегами обнаружили, что при смешении древообразных полимеров дендримеров и белков самопроиз

Электричество из футбольного мяча

В XXI веке еще немало людей живут без электричества и полагаются на сжигание дерева или угля для получения тепла и света.