Открыта сверхмассивная черная дыра в центре галактики Fornax UCD3

Студент физического факультета МГУ и сотрудники Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга МГУ открыли сверхмассивную черную дыру в центре галактики Fornax UCD3

Галактика Fornax UCD3 относится к редкому классу ультракомпактных карликов, масса которых составляет всего несколько десятков миллионов солнечных масс, а радиус не превышает 300 световых лет (для сравнения, масса галактики Млечный путь - 3 биллиона солнечных масс, радиус - 50-90 тысяч световых лет ). Благодаря такому соотношению концентрация звезд в карликах достигает максимальных во Вселенной значений.

Масса открытой черной дыры составляет 3,5 миллиона солнечных масс. Она занимает около 4% от полной массы галактики, тогда как стандартное отношение в обычных галактиках - 0,3%. Наличие столь масштабной черной дыры в ультракомпактном карлике подтверждает гипотезу о приливном происхождении этих галактик: считается, что в некоторый период своей эволюции обычная галактика нормальных размеров прошла слишком близко от другой, более крупной галактики. В результате, из-за воздействия приливных сил, UCD3 потеряла большую часть звезд, находившихся на периферии, и от нее осталось только компактное ядро.

Фото NASA/STScI/ESO/Afanasiev et al

#ФестивальНауки #новости #астрономия

Гравитационные волны в настольном устройстве

Двое австралийских ученых из университета Западной Австралии (University of Western Australia), доктор Максим Горячев (Maxim Goryachev) и профессор Майкл Тобэр (Michael Tobar), создали настольную экспериментальную установку, сердцем которой является крошечный датчик,

Поля Майкла Фарадея

Полтора столетия фарадеевы физические поля вдохновляли физиков на дальнейшие исследования. На Эйнштейна, к примеру, они оказали такое сильное воздействие, что он сформулировал свою теорию гравитации на языке физических полей.

От дрожжей до новых антибиотиков