Открыта сверхмассивная черная дыра в центре галактики Fornax UCD3

Студент физического факультета МГУ и сотрудники Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга МГУ открыли сверхмассивную черную дыру в центре галактики Fornax UCD3

Галактика Fornax UCD3 относится к редкому классу ультракомпактных карликов, масса которых составляет всего несколько десятков миллионов солнечных масс, а радиус не превышает 300 световых лет (для сравнения, масса галактики Млечный путь - 3 биллиона солнечных масс, радиус - 50-90 тысяч световых лет ). Благодаря такому соотношению концентрация звезд в карликах достигает максимальных во Вселенной значений.

Масса открытой черной дыры составляет 3,5 миллиона солнечных масс. Она занимает около 4% от полной массы галактики, тогда как стандартное отношение в обычных галактиках - 0,3%. Наличие столь масштабной черной дыры в ультракомпактном карлике подтверждает гипотезу о приливном происхождении этих галактик: считается, что в некоторый период своей эволюции обычная галактика нормальных размеров прошла слишком близко от другой, более крупной галактики. В результате, из-за воздействия приливных сил, UCD3 потеряла большую часть звезд, находившихся на периферии, и от нее осталось только компактное ядро.

Фото NASA/STScI/ESO/Afanasiev et al

#ФестивальНауки #новости #астрономия

Томские ученые вновь провели эксперименты на площадке аэропорта Толмачево

Нанофутбол

Почти каждый из нас когда-нибудь видел или держал в руках футбольный мяч. Надо сказать, что природа и человек, бывает, "думают" в одном направлении. И если человек изобретает "круглого", то природа - молекулу точно такой же формы.

Электрическая глина - мексин

Исследователи из Университета Дрекселя, Филадельфия, разработали чрезвычайно перспективный новый материал, который получил имя «MXene» (читается — мексин).

Уникальные фотографии XIX века найдены в запасниках Музея землеведения МГУ

Часть коллекции фотографий выдающегося русского географа и антрополога Дмитрия Анучина найдена в запасниках Музея землеведения МГУ.

Активированный на катализаторе водород может перемещаться на большие расстояния с сохранением реакционной способности