Открыта сверхмассивная черная дыра в центре галактики Fornax UCD3

Студент физического факультета МГУ и сотрудники Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга МГУ открыли сверхмассивную черную дыру в центре галактики Fornax UCD3

Галактика Fornax UCD3 относится к редкому классу ультракомпактных карликов, масса которых составляет всего несколько десятков миллионов солнечных масс, а радиус не превышает 300 световых лет (для сравнения, масса галактики Млечный путь - 3 биллиона солнечных масс, радиус - 50-90 тысяч световых лет ). Благодаря такому соотношению концентрация звезд в карликах достигает максимальных во Вселенной значений.

Масса открытой черной дыры составляет 3,5 миллиона солнечных масс. Она занимает около 4% от полной массы галактики, тогда как стандартное отношение в обычных галактиках - 0,3%. Наличие столь масштабной черной дыры в ультракомпактном карлике подтверждает гипотезу о приливном происхождении этих галактик: считается, что в некоторый период своей эволюции обычная галактика нормальных размеров прошла слишком близко от другой, более крупной галактики. В результате, из-за воздействия приливных сил, UCD3 потеряла большую часть звезд, находившихся на периферии, и от нее осталось только компактное ядро.

Фото NASA/STScI/ESO/Afanasiev et al

#ФестивальНауки #новости #астрономия

Снегоуборщик поедает снег и оставляет за собой кирпичи

Снег? В Японии? Да, снег, и не только на вершине горы Фудзи. В некоторых северных частях страны зимой выпадает на удивление большое количество снега, его достаточно, чтобы полностью перекрыть дороги и изолировать людей, живущих в горных деревнях.

Диагноз в качестве сюжета. Пять историй о психических болезнях, ставших знаменитыми на весь мир (ЧАСТЬ 1)

Из жизни родоначальника популярной науки

Яков Перельман, автор многократно переиздававшейся книги «Занимательная физика», сам физиком никогда не был. По образованию он являлся… лесоводом.

Цветок-гостиница

Целый ряд растений закрывает лепестки на ночь, но при этом внутри цветка остаются ночевать насекомые. Наиболее известным примером подобной «гостиницы» для насекомых является амазонская лилия (Victoria amasonica).

Графен проверен на прочность

Учёные предполагали, что листы из графена должны быть достаточно жёсткими, из-за их плотной одноатомной структуры. При этом, до сегодняшнего дня никто не проверял этот материал  в качестве брони для защиты от удара пули.