Биологи МГУ получили антиген вируса картофеля

Сотрудники биологического факультета и НИИ ФХБ МГУ создали антиген вируса скручивания листьев картофеля, чтобы с его помощью получить белки других труднодоступных вирусов. Результаты работы были опубликованы в журнале Molecular Biotechnology.

Вирус скручивания листьев картофеля (ВСЛК) поражает не только листья растения, делая их сухими и жесткими, но и его клубни, вызывая сетчатый некроз. Вирус может снизить урожайность до 50% и привести к уменьшению количества крахмала. Вирус передается с помощью зеленой персиковой тли.

«Целью этой работы было получение антигена ВСЛК в препаративных количествах (миллиграммы) и получение антител для мультиплексного экспресс-иммуноанализа вирусов картофеля с помощью иммунохроматографических тест-полосок. Пока такие полоски для одновременного анализа шести вирусов картофеля и двух бактерий, поражающих картофель, произведены только в России», — рассказал один из авторов статьи Юрий Дрыгин, доктор химических наук, заведующий отделом биохимии вирусов растений НИИ ФХБ МГУ.

Ученые использовали методы генетической инженерии для создания искусственного химерного (полученного объединением двух или более компонентов) вируса, РНК-геном которого был взят от вируса табачной мозаики, а белок оболочки — от ВСЛК. Ученые получили антитела — соединения, образующиеся в растении при обнаружении вируса — труднодоступного флоэмно-ограниченного ВСЛК. Флоэма — это проводящая ткань сосудистых растений. Химерный вирус оказался почти в тысячу раз более плодовитым, чем ВСЛК. Это позволило значительно проще получить антитела к основному антигену ВСЛК —белку его оболочки.

«В этой работе была создана плазмида — небольшая молекула ДНК, которая, по нашему мнению, может быть использована для получения целевых белков других труднодоступных вирусов», — заключил ученый.

10 идей десяти лет

Рекорд натуралиста

«Птицы Америки» — самая дорогая печатная книга, когда-либо проданная на аукционе. Это альбом с иллюстрациями птиц Северной Америки в натуральную величину, выполненными американским натуралистом Дж. Дж. Одюбоном.

Наночастицы помогают разглядеть белки при экстремально высоких температурах

Как молекулярное моделирование в ТПУ поможет России освоить Арктику

Что быстрее света в нашем мире? Часть I

Скорость больше скорости света в вакууме - это реальность. Теория относительности Эйнштейна запрещает лишь сверхсветовую передачу информации. Поэтому есть довольно много случаев, когда объекты могут двигаться быстрее света и ничего при этом не нарушать.