cентябрь-ноябрь 2020
September – November 2020
09-11 октября 2020

Биологи МГУ получили антиген вируса картофеля

Сотрудники биологического факультета и НИИ ФХБ МГУ создали антиген вируса скручивания листьев картофеля, чтобы с его помощью получить белки других труднодоступных вирусов. Результаты работы были опубликованы в журнале Molecular Biotechnology.

Вирус скручивания листьев картофеля (ВСЛК) поражает не только листья растения, делая их сухими и жесткими, но и его клубни, вызывая сетчатый некроз. Вирус может снизить урожайность до 50% и привести к уменьшению количества крахмала. Вирус передается с помощью зеленой персиковой тли.

«Целью этой работы было получение антигена ВСЛК в препаративных количествах (миллиграммы) и получение антител для мультиплексного экспресс-иммуноанализа вирусов картофеля с помощью иммунохроматографических тест-полосок. Пока такие полоски для одновременного анализа шести вирусов картофеля и двух бактерий, поражающих картофель, произведены только в России», — рассказал один из авторов статьи Юрий Дрыгин, доктор химических наук, заведующий отделом биохимии вирусов растений НИИ ФХБ МГУ.

Ученые использовали методы генетической инженерии для создания искусственного химерного (полученного объединением двух или более компонентов) вируса, РНК-геном которого был взят от вируса табачной мозаики, а белок оболочки — от ВСЛК. Ученые получили антитела — соединения, образующиеся в растении при обнаружении вируса — труднодоступного флоэмно-ограниченного ВСЛК. Флоэма — это проводящая ткань сосудистых растений. Химерный вирус оказался почти в тысячу раз более плодовитым, чем ВСЛК. Это позволило значительно проще получить антитела к основному антигену ВСЛК —белку его оболочки.

«В этой работе была создана плазмида — небольшая молекула ДНК, которая, по нашему мнению, может быть использована для получения целевых белков других труднодоступных вирусов», — заключил ученый.

«Волшебный» шарик для передачи информации

Профессор МГУ с зарубежными коллегами создал эффективный элемент для компьютеров будущего.

Дотянуть до 100-летия революции и чуть-чуть дольше

В финских водах покоится корабль Екатерины II c грузом произведений искусства. Если его не поднимут до 2018 года, он автоматически перейдет во владение Суоми. И похоже власти этой страны "тихой сапой" пытаются реализовать именно этот сценарий.

Вода из "ничего"

Конструктор Артуро Виттори обещает, что его изобретение будет давать африканской глубинке по 100 л чистой питьевой воды в день. В некоторых районах Эфиопии ближайший источник питьевой воды находится в шести часах пути.

Криобанка и Бозон Х