Чума и СПИД

В 1996 году был обнаружен ген, который уберегает людей от «чумы XX века». Возможно, к этому приложила руку чума века четырнадцатого.

Стивен О’Брайен, вирусолог из Национального института рака (США) шел к этому почти 10 лет. Начиная с 1985 он пытался обнаружить в геноме человека мутации, способные защитить от вируса ВИЧ. К середине 90-х у них было более 10000 образов генов, но никакого результата. Им помогли другие ученые, которые обнаружили важный механизм закрепления вируса на поверхности здоровой клетки:  чтобы проникнуть в лейкоцит, ВИЧ должен взломать рецептор под названием CCR5. Неудачливые доселе вирусологи немедленно стали производить поиск мутаций этого рецептора в своем банке данных, и быстро его обнаружили.

Оказалось, есть люди, у которых отсутствует  небольшая секция гена, кодирующего рецептор. В результате, у тех кто имеет две копии мутантного гена, таких рецепторов вообще нет, а кто одну – довольствуется меньшим их количеством. А те, у кого рецепторов нет, почти никогда не заражались вирусом ВИЧ. Удивительная корреляция! И действительно, если дверки под названием CCR5 на лейкоците нет, ВИЧ никогда не сможет в него проникнуть. У людей же с одной копией мутантного гена СПИД протекает менее тяжело, чем у всех остальных.

О’Брайен с коллегами выяснили, где такая мутация распространена сильнее всего. Оказалось, в Европе таких людей порядка 20%, и чем дальше на север, тем их больше. Среди греков, к примеру ее носителей почти нет, в Центральной Азии – тоже. А в остальном мире она вообще не встречается.

О’Брайен пришел к выводу: для предков жителей Северной Европы мутация должна была быть чем-то очень полезна, раз естественный отбор ее подхватил и способствовал ее распространению. По мнению ученого, давление отбора должно было быть поистине чудовищным и сюда укладывается только эпидемия какой-то чудовищной болезни, убившей миллионы людей и обошедшей носителей этой мутации. Анализируя вариации в ДНК вокруг этого гена и принимая, что она примерно постоянна во времени, он сделал вывод: событие, которое способствовало распространению мутации, произошло 700 лет назад. Интересно, что именно 700 лет назад,  в Европе свирепствовала чума, выкосившая, по некоторым оценкам, 60 миллионов человек, в некоторых регионах – до половины населения. Однако это была самая мощная, но не первая и не последняя эпидемия. Иными словами, если бы она была только одна-единственная, то отбор бы не произошел. Он случился, т.к. происходил в течение нескольких поколений, а частота мутации CCR5 подскакивала после каждой из вспышек эпидемии.

Прямой связи между что отсутствием ССR5 и невосприимчивостью к чуме пока выявлено не было. Но есть косвенные доказательства. Во-первых, чумная палочка, как и ВИЧ, атакует в первую очередь лейкоциты. Во-вторых, у О’Брайена была уникальная возможность протестировать на наличие мутантного гена потомков людей, выживших после эпидемии чумы в Англии XVIII века. Эта чума практически не вышла за пределы Лондона, но были и исключения. Так, в маленькую деревушку Eyam ее занес матрос, который там и умер. Люди начали постепенно заражаться. В итоге, глава деревни принял решение огородиться от мира, не пустить болезнь дальше… Через год в деревню пришли гонцы, ожидая увидеть обезлюдевшее место. Но почти половина людей выжила, кто-то не заболел или болел несильно. И уровень выживаемости был выше, чем в других местах. Генетический анализ потомков этих жителей, проведенный О’Брайеном, показал, что 14% этих людей имели у себя копию мутантного гена. Таким образом, косвенная связь между невосприимчивостью к ВИЧ и чумой имеется. Прямая, т.е. через эксперименты с чумной палочкой, пока не доказана.

Механики МГУ изучили влияние белковых процессов на деятельность мышц

Сотрудники Научно-исследовательского института механики МГУ имени М.В.Ломоносова опровергли теорию о влиянии снижения числа белка миозина в мышцах на расположение регул

Рукотворная планета Земля

Эксперимент - штука сложная. Но бывают занимательные эксперименты, которые вошли в историю.  В одном из таких опытов ученые решили смоделировать планету Земля в... простой теплице.

Ученые из России выяснили, как ведет себя вода при закалке стали

Ученые создали проект нового детектора гравитационных волн

Международная группа ученых при участии исследователей из МГУ имени М.В.Ломоносова разработала проект нового космического детектора гравитационных волн в миллигерцовом диапазоне частот.

Изучено взаимодействие древних пород в бассейне Лимпопо