Бессмертная гидра

Гидра - это маленькое удивительное существо и, как оказалось, фактически бессмертное существо. Наиболее известна гидра за то, что если ее разрезать на несколько частей, то они в итоге вырастут в новые гидры.

Тело гидры — мешок со стенкой из двух слоёв клеток (эктодермы и энтодермы). Оно цилиндрической формы, на переднем конце тела на околоротовом конусе расположен рот, окружённый венчиком из 5-12 щупалец. У некоторых видов тело разделено на туловище и стебелёк. На заднем конце тела (стебелька) расположена нога (подошва), с её помощью гидра передвигается и прикрепляется.

При разрезании поперек на несколько частей каждая часть восстанавливает «голову» и «ногу», сохраняя исходную полярность — рот и щупальца развиваются на той стороне, которая была ближе к оральному концу тела, а стебелек и подошва — на аборальной стороне фрагмента. Целый организм может восстанавливаться из отдельных небольших кусочков тела (менее 1/100 объёма), из кусочков щупалец, а также из взвеси клеток.

Гидра может регенерировать из взвеси клеток, полученных путем мацерации (например, при протирании гидры через мельничный газ). В экспериментах показано, что для восстановления головного конца достаточно образования агрегата из примерно 300 эпителиально-мускульных клеток. Показано, что регенерация нормального организма возможна из клеток одного слоя (только эктодермы или только энтодермы).

Если вырезать из боковой стороны туловища гидры фрагмент и срастить его с телом другой гидры, то возможны три исхода опыта: 1) фрагмент полностью сливается с телом реципиента; 2) фрагмент образует выступ, на конце которого развивается «голова» (то есть превращается в почку); 3) фрагмент образует выступ, на конце которого образуется «нога». Выяснилось, что процент образования «голов» тем выше, чем ближе к «голове» донора взят фрагмент для пересадки и чем дальше от «головы» реципиента он помещен. Эти и аналогичные опыты привели к постулированию существования четырёх веществ-морфогенов, регулирующих регенерацию — активатора и ингибитора «головы» и активатора и ингибитора «ноги». Эти вещества, согласно данной модели регенерации, образуют концентрационные градиенты: в районе «головы» у нормального полипа максимальна концентрация как активатора, так и ингибитора головы, а в районе «ноги» — максимальна концентрация и активатора, и ингибитора ноги. Все они действительно были обнаружены.

Ещё в конце XIX века была выдвинута гипотеза о теоретическом бессмертии гидры, которую пытались научно доказать или опровергнуть на протяжении всего XX века. В 1997 году гипотеза была доказана экспериментальным путём Даниэлем Мартинесом. Эксперимент продолжался порядка четырёх лет и показал отсутствие смертности среди трёх групп гидр вследствие старения. Считается, что «бессмертность» гидр напрямую связана с их высокой регенерационной способностью.

Перед наступлением зимы, после перехода к половому размножению и созреванию покоящихся стадий, гидры в водоёмах средней полосы погибают. Видимо, это происходит не из-за нехватки пищи или непосредственного воздействия иных неблагоприятных факторов. Это говорит о все же о наличии у гидр некоторых механизмов старения, причиной которых является половая репродукция. Более подробно см. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17011141?dopt=Abstract

Ученые доказали, что раковинные амебы помогают узнать о прошлых изменениях климата

Группа российских и британских ученых при участии профессора кафедры гидробиологии биологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова Юрия Мазея доказала, что изучение

Ученые создали прототип новых лекарств против аутоиммунных заболеваний

Наука быть успешным

Будущее не за теми компаниями, которые предложат услугу или товар дешевле, чем у конкурентов. Оно за теми, кто не боится мыслить оригинально и предлагает подходы вне конкуренции.

Ученые «распугали» микрочастицы лазерным светом

мъПрофессор физического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, заведующая лабораторией в ИФХЭ РАН Ольга Виноградова и младший научный сотрудник её группы Салим Мадуар в составе международного коллект

Биологи изучили природу частиц микроводорослей

Сотрудники биологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова исследовали химическую природу частиц, которые содержатся в клетках микроводорослей.