September 25 – October 11

Как расстреливали нашу планету

Земля не раз подвергалась метеоритным атакам, которые по мощности в миллионы раз превосходили любой ядерный взрыв

О бычное озеро неподалеку от Москвы. Пахнет тиной и торфом. У берега стоят с удочками усталые рыбаки. Деревенские гопники невдалеке попивают пиво. Тишина и покой. Трудно себе представить, что именно на этом месте 10 тыс. лет назад произошел чудовищный взрыв, по мощности раз в 20 превосходивший бомбу, сброшенную на Хиросиму. Подмосковное озеро с неаппетитным названием Смердячье — один из метеоритных кратеров.

Метеориты заинтересовали ученых сравнительно недавно. Поначалу они посмеивались над идеей, что «камни могут падать с неба» и что круглые углубления на поверхности планеты связаны именно с метеоритными атаками.

Сейчас же в базе данных, составленной Сибирским центром по изучению глобальных катастроф, более 800 геологических образований, которые с той или иной степенью достоверности могут считаться метеоритными кратерами. Самые большие имеют диаметр больше тысячи километ­ров, а маленькие измеряются десятками метров. Вообще-то, судя по всему, метеоритных ран на теле Земли намного больше, просто не все они до сих пор открыты.

Но и найденных кратеров достаточно, чтобы представить масштабы катастроф, происходивших в далеком прошлом. Мощность некоторых взрывов эквивалентна сотням миллиардов тонн тротиловой взрывчатки.

Если верить ученым, то кометам и aстероидам мы обязаны всем, что у нас есть. Считается, что именно космические тела доставили на Землю воду, занесли жизнь, перебили динозавров, создали многие моря, озера и заливы, а также помогли образоваться мес­торождениям алмазов и золота.

Впрочем, наша гибель тоже может прилететь из космоса. И хотя вероятность смерти человечества от мощного метеоритного удара ничтожно мала, но полностью исключать ее нельзя. Как говорится, «я тебя породил, я тебя и убью».

Хронология

4,54–4,57 млрд лет. Образовалась Земля

4,53 млрд лет. Космический объект размером с Марс врезался в Землю под острым углом. От удара тело разрушилось, и большая часть его обломков вместе с земными породами была выброшена в околоземное пространство. Из этих останков вскоре образовалась Луна…

С момента образования Земли до 3,5–3,8 млрд лет назад. Наша планета подвергается постоянным метеоритным атакам чудовищных масштабов. Считается, что именно в это время на Земле появилась вода, а возможно, и жизнь.

2 млрд лет. Падение десятикилометрового метеорита в районе нынешней Южной Африки. Существует гипотеза, что энергия, выделившаяся в результате удара, сильно изменила ход эволюции одноклеточных организмов.

65 млн лет. В Землю врезается астероид диаметром примерно 10 км. Взрыв, произошедший на территории нынешней Мексики, был одной из самых страшных катастроф в истории планеты: гигантские цунами, землетрясения силой в 10 баллов, тотальные пожары, пылевое облако, заслонившее Солнце на полгода…По примерным расчетам мощность взрыва составила 100 млн мегатонн в тротиловом эквиваленте. Считается, что в результате этих катаклизмов вымерли динозавры и множество других тварей.

1908 год. Загадочное явление в бассейне реки Подкаменная Тунгуска в Сибири. Атака инопланетян? Вторжение антиматерии? Гигантская шаровая молния? Сейчас большинство ученых склоняется к тому, что это был все-таки метеорит, взорвавшийся над поверхностью Земли.

1947 год. Огненный шар пронесся над уссурийской тайгой. Железное тело раскололось еще в воздухе и выпало уже метеоритным дождем на площади в несколько квадратных километров. Сихоте-Алиньский метеорит оставил на Земле 200 воронок размером до 28 м.

2002 год. На севере Иркутской области местные жители наблюдали загадочное космическое тело, которое яркой вспышкой прочертило небосвод и упало в тайге в районе поселков Мама и Витимский. Мощность взрыва составила 200 тонн в тротиловом эквиваленте. Ученые утверждают, что к Земле летел метеорит массой 160 тонн, но большая его часть сгорела в атмосфере, а до тайги добрались лишь осколки общим весом в несколько сотен килограммов.

2007 год. Падение метеорита на территории Перу. Трехметровое каменное тело оставило кратер диаметром около 15 м. В момент столкновения с Землей скорость метеорита была 24 тыс. км/ч.

2036 год. Столкновение Земли с астероидом Апофис. Вероятность этого события крайне мала, однако не равна нулю. Последствия рассчитать трудно.

Cамые известные метеоритные кратеры

1. Бермудский. Диаметр: 1250 км. Геофизические аномалии, вызванные влиянием метеоритного удара, могут объяснить эффект «Бермудского треугольника». Однако метеоритная природа впадины до конца не доказана.
  2. Онтонг Ява. Диаметр: 1200 км. Возраст: примерно 120 млн лет. Кратер находится под водой и изучен очень слабо.
  3. Лэсс Антильес. Диаметр 950 км. По одной из гипотез, основная часть Карибского моря — метеоритный кратер.
  4. Бангуи. Диаметр: 810 км. Возраст: 542 млн лет. Крупнейшая геофизическая аномалия Африки. По одной из версий, произошла в результате удара космического тела.
  5. Прибалхашско-Илийский. Диаметр: 720 км. Выявлен по космическим снимкам и анализу геофизических полей.
  6. Уральский. Диаметр: 500 км. Существует гипотеза, что месторождения золота, урана и прочих полезных ископаемых Урала связаны с падением гигантского метеорита.
  7. Честерфилд. Диаметр: 440 км. На спутниковых снимках обнаружена серия колец с единым центром. Похоже на метеорит.
  8. Южно-Каспийский. Диаметр: 400 км. Идею о том, что Каспийское море образовалось в результате удара гигантского небесного тела, выдвигал еще Галилей.
  9. Вредефорт. Диаметр: 300 км. Возраст: примерно 2 млрд лет. Самый большой из кратеров, чья метеоритная природа полностью доказана. Энергия при взрыве была эквивалентна 1,4 млрд килотонн тротила.
  10. Чиксулуб. Диаметр: 180 км. Возраст: 65,2 млн лет. Считается, что это кратер от того метеорита, который сгубил динозавров.
  11. Попигай. Диаметр: 100 км. Возраст: 35 млн лет. Кратер буквально усыпан алмазами, которые возникли в результате удара.
  12. Хабаровский. Диаметр: 100 км. В 1996 году был найден метеорит весом 300 г. Считается, что это часть крупного железного метеорита, большая часть которого погребена под отложениями Амура и Уссури.
  13. Голер. Диаметр: 90 км. Возраст: 590 млн лет. Диаметр метеорита около 4 км.
  14. Карский. Диаметр: 62 км. Возраст: 70 млн лет. «Карский взрыв» также считается одним из возможных виновников гибели древних зверюшек.
  15. Барринджер. Диаметр: 1,186 км. Возраст: 50 тыс. лет. Сохранился лучше всех остальных. В 1960-е годы астронавты проводили здесь тренировки перед полетом на Луну.

Ноев ковчег: зачем МГУ создает биологическую «палату мер и весов»

Мозг хочет, чтобы мы ленились

Издательство «Альпина Паблишер» готовит к выходу книгу американского ученого Эндрю Смарта «О пользе лени. Инструкция по продуктивному ничегонеделанию».

Ученые создали уникальные нанокапсулы для адресной доставки лекарств

Международная группа исследователей при участии физиков из МГУ имени М.В.Ломоносова разработала совершенно новый тип носителя лекарств для их адресной доставки к бол

Добрый день, iPhone слушает

Приложение Siri из iPhone 4S способно воспринимать обычную речь, что практически делает из него персонального секретаря. С помощью приложения можно легко узнать прогноз погоды или назначить встречу — для этого нужно просто озвучить свою просьбу.

Ученые создали наночастицы, которые лечат рак и не наносят вреда организму