«Горячая десятка» организмов

Список из десяти самых удивительных живых существ, открытых в минувшем году, составил Международный институт исследования видов при Университете штата Аризона. Туда попали самое длинное насекомое, самая короткая змея, пальма-самоубийца и другие замечательные представители живой природы

1. Микрозмейка

лат. Leptotyphlops carlae (часто называют барбадосской узкоротой змеей)

Откуда взялось имя: жену биолога, описавшего вид, звали Карла Хасс.

Считается самой маленькой змеей в мире. Длина взрослой особи — около 10 см, детеныша — 5 см. Обитает в лесах, под камнями, в траве. Питается насекомыми, опасности для человека не представляет.

2. Призрачный слизняк

лат. Selenochlamys ysbryda

Откуда взялось имя: ysbryd на валлийском означает «призрак».

Этот слизень не имеет глаз, у него нет окраски, благо живет он под землей. В отличие от травоядных сородичей слизняк-призрак — хищник и охотится на земляных червей. У него даже есть крошечные зубы, очень острые. Но больше всего ученых удивляет, как они раньше не замечали это существо, все-таки Уэльс — не джунгли Амазонии.

3. Без кофеина

лат. Coffea charrieriana

Откуда взялось имя: в честь профессора Андре Чарриера, который тридцать с лишним лет занимался исследованиями кофе.

Это кофейное дерево, которое дает зерна без кофеина. Появилось оно естественным путем, без участия селекционеров. Нетрудно догадаться, что открытие этого вида имеет немалое прикладное значение.

4. Пальма-самоубийца

лат. Tahina spectabilis

Откуда взялось имя: в честь дочери местного плантатора, который, выехав с семьей на пикник, первым обнаружил это растение.

Это дерево высотой с шестиэтажный дом с листьями длиной до пяти метров цветет только один раз в жизни. На его кроне появляются тысячи и тысячи цветков. Выглядит это потрясающе. Но дерево тратит на такое пышное цветение столько ресурсов, что, дав плоды, тут же гибнет. Такие пальмы растут только на Мадагаскаре, причем их немного — в пределах сотни.

5. Высшая степень изворотливости

лат. Opisthostoma vermiculum

Откуда взялось имя: от латинского слова vermiculum, что приблизительно означает «червеобразный».

Этот микроскопический представитель брюхоногих уникален тем, что его раковина завивается под разными углами вокруг четырех осей. Среди его коллег максимум осей вращения — три. Судя по всему, у этого существа есть специальные «гены вертлявости».

6. Живая мегапалка

лат. Phobaeticus chani

Откуда взялось имя: так (Чань Чу-Лунь) звали местного натуралиста, который первым изучал это насекомое.

Этот представитель семейства палочниковых считается самым длинным насекомым на планете. С учетом конечностей его длина составляет 56,7 см. Его открыли двадцать лет назад, но окончательно классифи­цировать удалось лишь в прошлом году. Ученые нашли всего несколько таких особей и пока еще не успели как следует изучить повадки этого существа.

7. Морской мини-конь

лат. Hippocampus satomiae

Откуда взялось имя: Сатоми Ониси руководила группой дайверов, нашедших это существо.

Это очень маленький морской конек — 13,8 мм в длину и 11,5 мм в высоту. Ученые окрестили его «морским пони».

8. Мать-рыба

лат. Materpiscis attenboroughi

Откуда взялось имя: первое слово означает «мать-рыба», а второе — от фамилии известного британского натуралиста сэра Дэвида Аттенборо.

Увы, в живых этой рыбы уже нет. Причем давно — примерно 380 млн лет. Этот вид — самый древний на Земле представитель живородящих позвоночных.

9. Спрей-микробы

лат. Microbacterium hatanonis

Откуда взялось имя: в честь микробиолога Казунори Хатано, активно изучавшего эти организмы.

У бактерий hatanonis не самая приятная среда обитания — они живут в лаках для волос и оттуда перебираются на наши головы.

10. Рыбка-первооткрыватель

лат. Chromis abyssus

Откуда взялось имя: abyss — «пропасть» по-древнегречески. Так ученые подчеркивают большую глубину, где обитает этот вид.

Эта рыбка не является ни самой большой, ни самой быстрой, ни самой умной. Ее включили в Топ-10 за то, что именно она была первым видом, описанным в 2008 году.

Cамый холодный кубометр во Вселенной

Новое криостатическое устройство, скрытое глубоко внутри горы Гран-Сассо (Италия), будет поддерживать температуру около -273 °C, чтобы помочь физикам выяснить массу нейтрино.

Есть ли у Земли спутники помимо Луны? Часть I

В настоящее время общепризнано, что единственным естественным спутником Земли является Луна, однако предположения о существовании других спутников неоднократно выдвигались астрономами, публиковались в популярных изданиях и описывались

Карельские ученые открыли одиннадцать видов живущих в упавших деревьях насекомых

Умная Вики

Хотите задавать Википедии более сложные вопросы, нежели это сегодня позволяет поиск по ключевым словам? Некоторое время назад в Лионе (Франция) представлен прототип специального модуля, который сможет это сделать.

Ученые определили судьбу тромбоцитов

Российские исследователи во главе с учеными МГУ экспериментально установили, какие факторы определяют судьбу тромбоцитов.