Последний полет «Дискавери»

7 марта на Землю возвращается многоразовый корабль «Дискавери» — шаттл завершил свою миссию, доставив на Международную космическую станцию модуль-кладовку для хранения самых разных вещей, скопившихся там за 10 лет. Это был последний полет «Дискавери».

Космический челнок стартовал 24 февраля, имея на борту экипаж в составе шестерых человек и одного робота-андроида. У первого в истории робота-космонавта есть туловище, голова, а руки имеют 14 степеней подвижности и способны работать с инструментами.

«Дискавери» — самый старый из трех ныне действующих челноков, его первый запуск состоялся в 1984 году, он пережил катастрофы двух первых шаттлов: «Колумбии» в 2003-м и «Челленджера» в 1986-м.

Патриарх российской космонавтики Борис Черток считает, что именно программа строительства шаттлов так напугала в свое время советское руководство, что все силы космической отрасли были брошены на создание отечественного корабля многоразового использования «Буран». В результате мы окончательно похоронили проект лунной ракеты Н-1, затратили огромные ресурсы на программу «Энергия-Буран» и проиграли холодную войну.

Правда, сейчас эпоха шаттлов заканчивается. Осталось слетать по разу двум другим челнокам — «Атлантису» и «Индевору», — после чего один из самых масштабных технологических проектов человечества завершится. Некоторое время Россия будет иметь монополию на полеты к МКС — хоть какой-то повод для оптимизма.

Эпоха шаттлов

«Колумбия» Первый из семейства шат­тлов поднялся в космос 12 апреля 1981 года. Совершил 28 полетов. Сгорел при посадке в 2003 году.

«Челленджер» Изначально предназначался только для испытаний, но затем был переоборудован дл  я реальных полетов, первый из которых состоялся в 1983 году. Выполнил девять миссий. Десятая обернулась трагедией: 28 января 1986 года на 73-й секунде полета челнок взорвался, погибли семеро астронавтов.

«Дискавери» Самый старый из ныне действующих челноков. Провел в космосе 352 дня (на момент февральского пуска). Совершил 38 полетов (рекорд среди шаттлов), преодолев расстояние почти в 210 миллионов километров.

«Индевор» Пятый и самый современный из челноков NASA. Совершил 24 полета. В апреле этого года отправится в космос в последний раз.

«Атлантис» Четвертый по времени создания многоразовый космический корабль. Совершил 32 полета, обеспечивал связь со станцией «Мир». Именно на «Антлантисе» закончится эпоха шаттлов.

Российские физики создали в лаборатории миниатюрные голубые струи и красные спрайты

Биологи из МГУ выяснили, как раковинные амебы спасаются от торфяных пожаров

Биологи из МГУ выяснили, как начинает синтезироваться белок в живой клетке

Ученые из МГУ имени М.В.Ломоносова под руководством Сергея Дмитриева (НИИ физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского МГУ) прояснили, как живая клетка решает, откуда начать синтез белка.

Растение пережило 15 веков заморозки

Способность мхов сопротивляться суровым природным условиям, погружаясь в состояние криптобиоза, хорошо известна. Однако временной промежуток наблюдений за замороженными образцами, после которого они возвращались к жизни, до сих пор был ограничен 20 годами.

Археологи изучили предметы, изготовленные жившими рядом с Владимиром Homo sapiens