Самореплицирующееся прошлое

Нормальному человеку нужно понимать, откуда он произошел. Классический пример: человек, не знающий, кто его отец, как правило, страдает всевозможными неврозами. Не зная собственного отца, сложно успокоиться. Точно так же людей волнует происхождение жизни как таковой. Без этого знания в картине мира зияют неприятные пустоты.

Мой коллега весь день ходит с какой-то незамутненной улыбкой на лице. Такая обычно бывает у людей, которые уже влюбились, но еще не успели объясниться. Спрашиваю, все ли в порядке — может, таблетку какую-то дать.

— Один британский ученый смог сделать самореплицирующуюся РНК…

— И что? — удивился я, не понимая, какие тонкие струны души может задеть рибонуклеиновая кислота.

— Ты дурак! Ничего не понимаешь. Это же объясняет происхож­дение жизни. Сто лет такую штуку пытались сделать. И ни у кого не получалось. А тут…

Дальше мой коллега произнес что-то нецензурное, подчеркивающее высокую научную значимость события.

А событие это заключалось в том, что Филип Холлигер из Кембриджского университета вместе со своими коллегами создал такую молекулу РНК, которая способна самовоспроизводиться. Не целиком, правда, а примерно наполовину, но и это уже очень-очень неплохо. Говорят, исследование было безумно сложным: пришлось перебирать тысячи вариантов.

Вообще РНК самореплицироваться не должна: это работа ее подруги — ДНК. Если уподобить наш геном книге (метафора избитая, но самая удачная), то ДНК — это текст, а РНК — издатель, дизайнер, печатник, редактор, книготорговец.

Наш наследственный аппарат работает по жесткой схеме: ДНК — РНК — белок. У каждого элемента в этой цепочке своя миссия. Белки играют роль ферментов, обеспечивая большинство реакций в живом организме. Но самокопироваться белки не умеют — они появляются на свет только благодаря информации, записанной в ДНК. Последняя же удваивается только с участием белков и РНК.

В настоящее время эта схема работает вполне четко, благодаря чему мы с вами живы и даже по мере сил размножаемся. Но как эту систему удалось наладить три с лишним миллиарда лет назад? Лично я (как и тысячи ученых) верю, что жизнь на Земле появилась естественным путем и не является порождением мирового разума или секретным экспериментом инопланетян.

Но как-то не верится, что сами собой могли одновременно получиться все три вида молекул, которые тут же наладили производственный процесс. Начинать надо было с чего-то более простого. Сейчас очень популярна гипотеза про «мир РНК». Рибонуклеиновая кислота может одновременно быть и ферментом, и носителем информации. А значит, в том мрачном первозданном мире была только она, а все остальные изыски появились позже.

Но, чтобы доказать такую возможность, нужно было заставить РНК копировать относительно длинные цепочки. Именно это и сделали пресловутые британские ученые. В общем, с «миром РНК» все более-менее понятно.

Но есть другая загадка — что заставляет моего коллегу расплываться в блаженной улыбке при чтении напичканного зубодробительными аббревиатурами и терминами отчета об исследовании? Ну да, узнали мы про возможности РНК, подтвердили какую-то там гипотезу. Что с того?!

Тут мне вспоминается сюжет многих артхаусных фильмов. Главный герой — успешный человек: машина у него есть, девушка тоже, и даже пиджак вроде бы приличный. Но он никак не может успокоиться — все ищет своего отца, который бросил семью, когда главный герой еще сопел в колыбели. Бедняга мучается неврозом до тех пор, пока не находит своего незадачливого папашу и не раскрывает тайны своего происхождения.

То же самое и с происхожде­нием жизни. Поиск ответа на совершенно не прикладной воп­рос «Откуда мы?» — врожденное свойство человеческой натуры. Недаром еще в глубокой древности создавались всевозможные мифы в духе: «Великий медведь бежал по небу, и его семя случайно пролилось на землю, где смешалось с глиной и породило…»

Поиск первопричины лежит вне плоскости модернизации и инноваций. Умным людям он нужен лишь для того, чтобы выстроить в голове четкую цепочку причин и следствий. Желательно, чтобы в этой цепочке был не сомнительный Великий медведь, а куда более рациональная РНК.

…Под вечер мой коллега все-таки загрустил. Спрашиваю, что случилось.

— Понимаешь… Меня очень беспокоит, что было до Большого взрыва. Какая-то там непонятность сплошная.

Почему футболист умнее шахматиста?

Чемпионат среди роботов — это своего рода

Жизнь упала с неба

Новые гипотезы ученых: органическое вещество образовалось не на Земле, а одновременно с Землей

«Горячая десятка» организмов

Список из десяти самых удивительных живых существ, открытых в минувшем году, составил Международный институт исследования видов при Ун

LEGO-блок размером с атом

Некоторые дети никогда не перерастают свою любовь к игрушкам-конструкторам. Австралийский химик Мэтью Хилл использовал эту любовь для построения блестящей карьеры – он уменьшил Лего-блок до атомного размера.

Самые медленные часы на Земле

Мы не можем оценить скорость движения этой стрелки, она несопоставима с длиной человеческой жизни. Самая медленная стрелка в мире совершает полный оборот за 25800 лет, что соответствует периоду прецессии земной оси.

Персональный интеллект Арсения Горохова

Имя изобретателя первого персонального компьютера известно только знатокам. Так уж сложилось, что «интеллектор» омича Арсения Горохова остался лишь на бумаге. В этом году покинул мир основатель знаменитой компании Apple Стив Джобс.

Почему вымер шерстистый носорог

Шерстистый носорог (Coelodonta antiquitatis) – один из самых распространённых видов мамонтовой фауны Евразии. Его останки обнаружены на территории от Британских островов на западе до Чукотки и Камчатки на востоке.

Жизнь упала с неба