FestivalNauki.ru
En Ru
cентябрь-ноябрь
176 городов
September – October
176 cities
12-14 октября 2018
МГУ | Экспоцентр | 90+ площадок
14–16 октября 2016
Центральная региональная площадка
28–30 октября 2016
ИРНИТУ, Сибэскпоцентр
14–15 октября 2016
Центральная региональная площадка
23 сентября - 8 октября 2017
«ДонЭкспоцентр», ДГТУ
октябрь-декабрь 2017
МВДЦ «Сибирь», Кванториум,
Вузы и научные площадки города
6-8 октября 2017
Самарский университет
27-29 октября
Кампус ДВФУ, ВГУЭС
30 сентября - 1 октября
Ледовый каток «Родные города»

Нейроны вместо кисточки

16–17 ноября в лектории Политехнического музея (Москва) состоится первый научно-художественный симпозиум «Brainstorms: художник в контексте нейронаук», который организует Laboratoria Art&Science Space. За словом «нейронаука» скрываются вещи, которые еще недавно удивляли даже в сюжетах фантастических блокбастеров. Например, возможность увидеть то, о чем человек думает. Или управлять компьютером с помощью одной лишь силы мысли. Теперь это становится чуть ли не обыденностью. Возможности наук о мозге будут обсуждать ученые, художники, философы и широкая публика. Мероприятие обещает быть очень интересным, о чем можно судить и по ответам ученых на вопросы «РР».

История была такая. В прошлом году художница Марина Абрамович устроила научно-художественный перформанс под ­названием «Измеряя магию взгляда». Ее ­интересовало, можно ли научно объяснить контакт, который устанавливается между людьми, непрерывно смотрящими друг другу в глаза, и ведет ли этот контакт к синхронизации активности мозга смотрящих.

Как ведет себя мозг человека во время прослушивания джазовой музыки. Видно, какие зоны активированы (красный и желтый), а где активность снижается (синий и зеленый)

Два человека, один из которых — сама ­художница, смотрели друг другу в глаза, а приборы выводили на экраны показатели работы их нейронов. Получалось зрелищно. Но организаторы эксперимента решили, что не на все поставленные вопросы получен ответ, и объявили о следующем этапе исследования — симпозиуме Brainstorms.

Что такое этот Brainstorms, не совсем понятно. Сознание очень хочет присвоить ему какой-нибудь статус. Так проще. Например, научная конференция — это одно, художественная выставка — другое, открытая дискуссия — третье. В случае с Brainstorms мои нейроны начинают нервно дергаться в поисках определения. Даже пресс-релизы организаторов их не спасают: «Симпозиум представляет собой единый science art перформанс с продуманным сценарием. Он открывается увертюрой, продолжается четырьмя действиями — дискуссиями ученых и художников — и завершаетcя круглым столом, подводящим итоги и формулирующим инсайты и дальнейшие планы участников».

Синтез науки и искусства стал настолько тесным, что уже невозможно провести четкую границу: вот это — суровое академическое знание, а вот это — художественное развлечение. Чтобы разобраться в отношениях нейронауки и искусства, мы задали несколько вопросов ключевым участникам симпозиума.

Каких открытий в нейронауках вы ждете с восхищением, а какие исследования ­вызывают опасения?

Т а т ь я н а  Ч е р н и г о в с к а я, доктор биологических наук, доктор филологических наук, заведующая лабораторией когнитивных исследований СПбГУ:

Восхищает меня все, особенно генетические исследования обеспечения памяти и языка. Еще в числе самых важных достижений — возможность все более точно наблюдать мозг, видеть в режиме online, что происходит, когда человек решает математические задачи, слушает музыку или медитирует. Пугает возможность манипулирования памятью и внедрения в личность.

М и х а и л  Б у р ц е в, руководитель лаборатории нейроинтеллекта и нейроморфных систем НИЦ «Курчатовский институт»:

Основная проблема, которая интересует меня в нейробиологии, — как самоорганизация миллионов клеток приводит к тому, что мы можем решать теоремы или писать стихи. Никакие исследования не вызывают у меня опасений, потому что я считаю, что всегда лучше знать, чем не знать. Опасения могут вызывать люди, использующие силу знаний для неблаговидных целей.

А л е к с а н д р  К а п л а н, заведующий лабораторией нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов биологического факультета МГУ:

С опасением ожидаю развития исследований в области «чипизации» мозга, то есть включения в мозг электронных устройств то ли для лечения, то ли для усиления и расширения его функций.

В какой степени мозг остается «черным ящиком», каковым его считали в начале XX века психологи-бихевиористы?

Т а т ь я н а  Ч е р н и г о в с к а я: Он постепенно «светлеет» и становится в некоторой степени «прозрачным» благодаря стремительно ­растущим техническим возможностям.

М и х а и л  Б у р ц е в: Современные методы нейронауки, такие как оптогенетика, буквально открывают окно в мозг, делая возможным наблюдение за тем, что происходит внутри «черного ящика» в процессе поведения. В результате наивные бихевиористические теории исчезают, а им на смену приходят теории, делающие попытку связать нейрональный уровень с мышлением и сознанием.

Как сегодня взаимодействуют наука и ­искусство?

Т а т ь я н а  Ч е р н и г о в с к а я: Явно недостаточно. И зря, так как искусство — серьезная вещь, вовсе не развлечение. Как писал Иосиф Бродский, «поэзия не развлечение и даже не форма искусства, но скорее наша видовая цель. Если то, что отличает нас от остального животного царства, — речь, то поэзия — высшая форма речи, наше, так сказать, генетическое отличие от зверей».

А л е к с а н д р  К а п л а н: Наука и искусство от своего рождения, а не только сегодня, взаимодействуют через художественные образы.... И ученый, и художник видят предметы своего исследования в одном и том же объективном пространстве — в мире художественных образов. Только отображают эти ­образы по-разному: танцем, кистью, формулами или уравнениями.

М и х а и л  Б у р ц е в: Сегодня это в большинстве случаев одностороннее взаимодействие. Обычно художник использует некоторые технологии, являющиеся продуктом науки, для решения своих задач. Результаты могут быть потрясающими, но для меня это забивание гвоздей микроскопом. А ведь наука просто сокровищница для художника, она содержит залежи идей, которые наше общество еще не переварило и не осознало.

Добавьте свой комментарий

Plain text

  • Переносы строк и абзацы формируются автоматически
  • Разрешённые HTML-теги: <p> <br>
LiveJournal
Регистрация

Новости в фейсбук

Случайные статьи

Биологи нашли в Красном море новых светящихся существ

Красное море известно туристам всего земного шара как место для отдыха и любительского дайвинга, однако даже там обитает множество живых существ, еще только ждущих свое

Конец медицины антибиотиков?

Появление антибиотиков стало настоящей революцией, они сделали обыденными медицинские операции, которые до этого считались чудом. Но скоро медицине, какой мы ее знаем сегодня, может придет конец.

Геном и постгеном

В первом десятилетии XXI века ученые заве

Атомная бомба и витамин С

Лайнус Полинг, лауреат Нобелевской премии, автор фундаментальных исследований и сногсшибательных теорий, едва не опередивший Уотсона и Крика в "гонке за ДНК", на склоне лет написал несколько популярных книжек, которые прослыли антинаучными; страстный борец за мир, пр

Самый необычный минерал

Он фиолетовый, красивый, и состоит из кубических кристаллов размером всего 0.5 миллиметра. Но что действительно делает путнисит, самый новый минерал в мире, абсолютно уникальным – так это то, что геологи никогда не находили ничего похожего на него.