September 25 – October 11

7 главных географических открытий последнего времени// Как учёные отредактировали глобус

Кажется, что эпоха Великих географических открытий осталась где-то там, в пыльном прошлом. Все материки, горы и озера давно изучены, спутники отсняли земную поверхность вплоть до каждой лужи, а ученым-географам остается лишь вспоминать отважных путешественников да крутить глобус перед непутевыми старшеклассниками. Но на самом деле на Земле еще много белых пятен, и географические открытия вполне можно совершать и в наше время.

Самый большой вулкан

Что Подводный массив Таму

Конкретнее Крупнейший вулкан планеты

Когда Выяснилось, что лавовые отложения на возвышенности Шатского в Тихом океане (это чуть восточнее Японии) принадлежат к единому гигантскому щитовому вулкану. Ранее предполагали, что в этом месте могли накладываться друг на друга лавовые потоки от нескольких разных источников. Но в 2013 году американские геофизики установили, что все они исходили из одного центра и сформировали самое большое на нашей планете вулканическое сооружение. По размерам оно сопоставимо с марсианским Олимпом, крупнейшим в Солнечной системе потухшим вулканом.

И что? Теперь ученым предстоит изучить историю формирования массива и составить карту распространения лавовых потоков. Это поможет лучше понять схожие процессы, происходящие на Земле и других планетах.

Гранд-Каньону утёрли нос

Что Большой каньон в Гренландии

Конкретнее Огромное ущелье под Гренландским ледниковым щитом. Это самый протяженный каньон мира, его длина составляет 750 км — почти вдвое больше, чем у знаменитого Гранд-Каньона в Северной Америке.

Когда В 2013 году группа ученых из Канады, Великобритании, Италии и других стран установила, что большую часть поверхности под ледниковой толщей в Гренландии занимает гигантское ущелье.

И что? Обнаружение каньона объяснило отсутствие большого количества подледных озер. Если в Антарктиде талая вода ледников скапливается под их толщей, образуя пресные водоемы, то в Гренландии благодаря существованию каньона она выносится в прибрежные фьорды, откуда попадает прямо в океан.

Альпинизм на дне океана

Что Горы на дне Марианской впадины

Конкретнее Горные хребты пересекают самую глубокую океаническую впадину.

Когда В 2010 году экспедиция американских океанографов с помощью эхолокации провела съемку дна Тихого океана и изучила рельеф Марианской впадины. Оказалось, что желоб пересекают как минимум четыре горных хребта высотой до 2500 м. Ученые составили самую подробную на сегодня карту рельефа впадины и заодно уточнили ее максимальную глубину — 10 994 м с возможной погрешностью до 40 м.

И что? Человечество больше знает об ущельях на Марсе или о кратерах на каком-нибудь астероиде, чем о собственной планете. Про Марианскую впадину помнит каждый школьник, но только сейчас стали появляться первые точные данные о ее рельефе. Это знание нужно не только для того, чтобы просто уточнить физическую карту. Изучая дно океана, можно понять, как образовывалась наша планета и что происходит сейчас в ее недрах.

Добуриться до инопланетян

Что Озеро Восток

Конкретнее Озеро в Антарктиде, скрытое четырехкилометровым слоем льда.

Когда Существование такого озера предсказали еще в середине ХХ века. Одним из ключевых авторов этого открытия был советский географ Андрей Капица, сын нобелевского лауреата и брат знаменитого популяризатора науки. Позже полярники обнаружили в Антарктиде целую группу подледниковых водоемов. Самым крупным из них стало озеро Восток, расположенное недалеко от одноименной научной станции. Его площадь примерно 15 тыс. км².

Зимой 2012–2013 года российским полярникам удалось пробурить скважину (проект занял больше 20 лет) и получить первые пробы воды. Некоторые ставят это событие в один ряд чуть ли не с полетом на Луну.

И что? Озеро Восток миллионы лет было изолировано от внешнего мира, и эволюция шла там совсем особым путем. Ученые предполагают, что могут обнаружиться самые необычные микроорганизмы. Если микробы в экстремальных условиях Востока существуют, то заметно увеличиваются шансы обнаружить какую-то живность и в подледных океанах спутников Сатурна и Юпитера. Пока, правда, однозначных данных о подледной жизни не получено, но в декабре 2014-го на станцию «Восток» отправится новая экспедиция…

Иная жизнь в чёрном дыму

Что «Черные курильщики».

Конкретнее Гидротермальные источники в океане.

Когда Первые подводные гидротермальные источники были открыты в 1977 году в районе Галапагосских островов. С тех пор в разных частях океана их насчитали более двухсот. На сегодня самым глубоководным считается массив в Каймановой впадине, расположенный на глубине около 5 тыс. м. «Черные курильщики» представляют собой узкие вулканические трубки, выбрасывающие столбы темного сильно минерализованного раствора температурой до 400 °C.

И что? Открытие подводных источников объяснило существование жизни в условиях, при которых ранее она считалась маловероятной: на столь большие глубины не проникает солнечный свет, из-за чего здесь невозможен фотосинтез. Но местные хемоавтотрофные бактерии, которые используют извергаемые «курильщиками» соединения серы, приспособились к этим обстоятельствам и стали основой уникальных донных экосистем.

Лезем дальше и глубже

Что Пещера Крубера-Воронья

Конкретнее Самая глубокая пещера мира.

Когда Пещеру открыли в 1960 году советские спелеологи, прошедшие менее ста метров от входа, расположенного на массиве Арабика в Абхазии. Последующие экспедиции постепенно продвигались дальше, и уже в 2001 году была достигнута отметка 1710 м, что сделало эту пещеру самой глубокой из известных в мире. Сейчас исследователи смогли пробраться на глубину примерно 2400 м.

И что? Освоение Крубера-Вороньей продолжается. Чтобы поставить новый рекорд, спелеологам нужно проводить больше времени в узких подводных туннелях, а для этого потребуется дорогостоящее оборудование. Кроме того, предстоит исследовать многочисленные ответвления в ходах пещеры, а также неизвестные виды подземной живности, встречающейся на пути первопроходцев. Например, в этом году в пещере был открыт новый вид насекомых — земляной жук Duvalius abyssimus.

Очень холодные горы

Что Горы Гамбурцева (Антарктические Альпы)

Конкретнее Древняя горная система в восточной части Антарктиды.

Когда Горы были открыты в 1958 году советской антарктической экспедицией, но долгое время оставались неисследованными из-за своей труднодоступности. Несколько лет назад международной группе ученых удалось составить подробные карты рельефа этой местности. Вершины массива достигают отметки 3000 м над уровнем моря, а перепад высот между ними и некоторыми долинами составляет около километра.

Ученых долго мучил вопрос: этим горам более миллиарда лет, и по идее выветривание должно было сделать их очертания плавными, однако антарктические хребты выглядят как молодые. По последней версии, их формирование происходило в два этапа: после образования они действительно стали разрушаться, но около 250 млн лет назад произошло очередное поднятие и омоложение гор. Спустя некоторое время именно в этом месте начал формироваться ледниковый щит, покрывающий сегодня практически всю поверхность Антарктиды.

И что? На примере Антарктических Альп было показано, что образование гор может происходить не как одно геологическое событие, а в несколько разных этапов.

Им не страшен бешеный волк

Возможно, жителей Перу защищает от заболевания бешенством естественный иммунитет. Ученые исследовали случаи укусов и выяснили: несколько перуанцев, возможно, выжили безо всякого лечения, после того как были укушены бешеными животными.

10 животных, которые перевернули науку

Наука – штука несправедливая. Ради того, чтобы человек получил Нобелевскую премию или запатентовал новое лекарство, страдают тысячи крыс, мышей, кроликов, лягушек и прочих тварей.

Растение пережило 15 веков заморозки

Способность мхов сопротивляться суровым природным условиям, погружаясь в состояние криптобиоза, хорошо известна. Однако временной промежуток наблюдений за замороженными образцами, после которого они возвращались к жизни, до сих пор был ограничен 20 годами.

Бремя непосильной еды