7 главных географических открытий последнего времени// Как учёные отредактировали глобус

Кажется, что эпоха Великих географических открытий осталась где-то там, в пыльном прошлом. Все материки, горы и озера давно изучены, спутники отсняли земную поверхность вплоть до каждой лужи, а ученым-географам остается лишь вспоминать отважных путешественников да крутить глобус перед непутевыми старшеклассниками. Но на самом деле на Земле еще много белых пятен, и географические открытия вполне можно совершать и в наше время.

Самый большой вулкан

Что Подводный массив Таму

Конкретнее Крупнейший вулкан планеты

Когда Выяснилось, что лавовые отложения на возвышенности Шатского в Тихом океане (это чуть восточнее Японии) принадлежат к единому гигантскому щитовому вулкану. Ранее предполагали, что в этом месте могли накладываться друг на друга лавовые потоки от нескольких разных источников. Но в 2013 году американские геофизики установили, что все они исходили из одного центра и сформировали самое большое на нашей планете вулканическое сооружение. По размерам оно сопоставимо с марсианским Олимпом, крупнейшим в Солнечной системе потухшим вулканом.

И что? Теперь ученым предстоит изучить историю формирования массива и составить карту распространения лавовых потоков. Это поможет лучше понять схожие процессы, происходящие на Земле и других планетах.

Гранд-Каньону утёрли нос

Что Большой каньон в Гренландии

Конкретнее Огромное ущелье под Гренландским ледниковым щитом. Это самый протяженный каньон мира, его длина составляет 750 км — почти вдвое больше, чем у знаменитого Гранд-Каньона в Северной Америке.

Когда В 2013 году группа ученых из Канады, Великобритании, Италии и других стран установила, что большую часть поверхности под ледниковой толщей в Гренландии занимает гигантское ущелье.

И что? Обнаружение каньона объяснило отсутствие большого количества подледных озер. Если в Антарктиде талая вода ледников скапливается под их толщей, образуя пресные водоемы, то в Гренландии благодаря существованию каньона она выносится в прибрежные фьорды, откуда попадает прямо в океан.

Альпинизм на дне океана

Что Горы на дне Марианской впадины

Конкретнее Горные хребты пересекают самую глубокую океаническую впадину.

Когда В 2010 году экспедиция американских океанографов с помощью эхолокации провела съемку дна Тихого океана и изучила рельеф Марианской впадины. Оказалось, что желоб пересекают как минимум четыре горных хребта высотой до 2500 м. Ученые составили самую подробную на сегодня карту рельефа впадины и заодно уточнили ее максимальную глубину — 10 994 м с возможной погрешностью до 40 м.

И что? Человечество больше знает об ущельях на Марсе или о кратерах на каком-нибудь астероиде, чем о собственной планете. Про Марианскую впадину помнит каждый школьник, но только сейчас стали появляться первые точные данные о ее рельефе. Это знание нужно не только для того, чтобы просто уточнить физическую карту. Изучая дно океана, можно понять, как образовывалась наша планета и что происходит сейчас в ее недрах.

Добуриться до инопланетян

Что Озеро Восток

Конкретнее Озеро в Антарктиде, скрытое четырехкилометровым слоем льда.

Когда Существование такого озера предсказали еще в середине ХХ века. Одним из ключевых авторов этого открытия был советский географ Андрей Капица, сын нобелевского лауреата и брат знаменитого популяризатора науки. Позже полярники обнаружили в Антарктиде целую группу подледниковых водоемов. Самым крупным из них стало озеро Восток, расположенное недалеко от одноименной научной станции. Его площадь примерно 15 тыс. км².

Зимой 2012–2013 года российским полярникам удалось пробурить скважину (проект занял больше 20 лет) и получить первые пробы воды. Некоторые ставят это событие в один ряд чуть ли не с полетом на Луну.

И что? Озеро Восток миллионы лет было изолировано от внешнего мира, и эволюция шла там совсем особым путем. Ученые предполагают, что могут обнаружиться самые необычные микроорганизмы. Если микробы в экстремальных условиях Востока существуют, то заметно увеличиваются шансы обнаружить какую-то живность и в подледных океанах спутников Сатурна и Юпитера. Пока, правда, однозначных данных о подледной жизни не получено, но в декабре 2014-го на станцию «Восток» отправится новая экспедиция…

Иная жизнь в чёрном дыму

Что «Черные курильщики».

Конкретнее Гидротермальные источники в океане.

Когда Первые подводные гидротермальные источники были открыты в 1977 году в районе Галапагосских островов. С тех пор в разных частях океана их насчитали более двухсот. На сегодня самым глубоководным считается массив в Каймановой впадине, расположенный на глубине около 5 тыс. м. «Черные курильщики» представляют собой узкие вулканические трубки, выбрасывающие столбы темного сильно минерализованного раствора температурой до 400 °C.

И что? Открытие подводных источников объяснило существование жизни в условиях, при которых ранее она считалась маловероятной: на столь большие глубины не проникает солнечный свет, из-за чего здесь невозможен фотосинтез. Но местные хемоавтотрофные бактерии, которые используют извергаемые «курильщиками» соединения серы, приспособились к этим обстоятельствам и стали основой уникальных донных экосистем.

Лезем дальше и глубже

Что Пещера Крубера-Воронья

Конкретнее Самая глубокая пещера мира.

Когда Пещеру открыли в 1960 году советские спелеологи, прошедшие менее ста метров от входа, расположенного на массиве Арабика в Абхазии. Последующие экспедиции постепенно продвигались дальше, и уже в 2001 году была достигнута отметка 1710 м, что сделало эту пещеру самой глубокой из известных в мире. Сейчас исследователи смогли пробраться на глубину примерно 2400 м.

И что? Освоение Крубера-Вороньей продолжается. Чтобы поставить новый рекорд, спелеологам нужно проводить больше времени в узких подводных туннелях, а для этого потребуется дорогостоящее оборудование. Кроме того, предстоит исследовать многочисленные ответвления в ходах пещеры, а также неизвестные виды подземной живности, встречающейся на пути первопроходцев. Например, в этом году в пещере был открыт новый вид насекомых — земляной жук Duvalius abyssimus.

Очень холодные горы

Что Горы Гамбурцева (Антарктические Альпы)

Конкретнее Древняя горная система в восточной части Антарктиды.

Когда Горы были открыты в 1958 году советской антарктической экспедицией, но долгое время оставались неисследованными из-за своей труднодоступности. Несколько лет назад международной группе ученых удалось составить подробные карты рельефа этой местности. Вершины массива достигают отметки 3000 м над уровнем моря, а перепад высот между ними и некоторыми долинами составляет около километра.

Ученых долго мучил вопрос: этим горам более миллиарда лет, и по идее выветривание должно было сделать их очертания плавными, однако антарктические хребты выглядят как молодые. По последней версии, их формирование происходило в два этапа: после образования они действительно стали разрушаться, но около 250 млн лет назад произошло очередное поднятие и омоложение гор. Спустя некоторое время именно в этом месте начал формироваться ледниковый щит, покрывающий сегодня практически всю поверхность Антарктиды.

И что? На примере Антарктических Альп было показано, что образование гор может происходить не как одно геологическое событие, а в несколько разных этапов.

Знак человечности

История Вашо может служить для нас, людей, напоминанием, что не стоит недооценивать умственные способности животных, с которыми мы делим эту планету, равно как и их способности чувствовать и сопереживать.

Гражданин солнечной системы

Родина бывает разных размеров.

Размножаться или долго жить? Часть I

Имеется немало доказательств того, что размножение оплачивается за счет долголетия. Вот несколько любопытных примеров.

Ученые разработали новый метод получения химических комплексов для фотогальванических элементов

Группа российских исследователей при участии ученых из МГУ имени М.В.Ломоносова разработали новый метод синтеза субфталоцианиновых комплексов, которые можно будет использовать для создания фотогальванических элементов.

Ученые «распугали» микрочастицы лазерным светом