September 25 – October 11

Ученые определили судьбу тромбоцитов

Российские исследователи во главе с учеными МГУ экспериментально установили, какие факторы определяют судьбу тромбоцитов. Результаты работы были опубликованы в журнале Journal of Thrombosis and Haemostasis.

Суть работы заключается в том, чтобы разобраться в важнейшей загадке сигнализации тромбоцитов: как эти клетки при активации делятся на два вида?», — задается вопросом ответственный автор статьи профессор физического факультета доктор физико-математических наук Михаил Пантелеев.

Существует два вида тромбоцитов (клеток, ответственных за свертывание крови): простые (агрегирующие) тромбоциты слипаются, формируя основное тело тромба, а активированные (прокоагулянтные) тромбоциты запускают процессы свертывания крови и укрепляют тело тромба.

Суть процесса сводится к следующему: когда тромбоциту приходят разные концентрации активаторов, он отвечает разной частотой импульса концентраций кальция. Митохондрии тромбоцитов собирают кальций, и когда содержание кальция превышает критическое значение, митохондрия запускает процесс клеточный смерти тромбоцита. Этот процесс получил название «митохондриальная смерть», и именно в результате нее простой тромбоцит становится активированным.

Главным методом была высокоскоростная конфокальная микроскопия: с ее помощью загрузив клетки разнообразными флуоресцентными маркерами ученые смогли проследить динамику всех основных ответов. В эксперименте, имитирующем формирование тромбов, через искусственную камеру прокачивали кровь, белки в которой были «помечены» флуоресцентными маркерами для изучения их распределения в потоке крови. Материалом служила кровь здоровых доноров, из которой путем центрифугирования и клеточной хроматографии выделялись тромбоциты.

«Нам удалось показать, что митохондрии запускают цепочку процессов, ведущих к переходу тромбоцитов в специальное активированное (прокоагулянтное) состояние. Это необходимо для понимания фундаментальных механизмов тромбоза и создания новых методов его лечения», — говорит Михаил Пантелеев.

Почему футболист умнее шахматиста?

Чемпионат среди роботов — это своего рода

Жизнь упала с неба

Новые гипотезы ученых: органическое вещество образовалось не на Земле, а одновременно с Землей

«Горячая десятка» организмов

Список из десяти самых удивительных живых существ, открытых в минувшем году, составил Международный институт исследования видов при Ун

"Электропрядение" - нанотехнология будущего?

Паучий шёлк стал легендарным в силу своей прочности и лёгкости. В результате, в настоящее время исследователи включают его (или, по крайней мере, пытаются включить) в любые другие материалы – от тканей до электроники.

Почему не взорвалась Вселенная

Вопрос о материи и антиматерии, вероятно, самый главный в современной физике и космологии. Почему есть вещество, но нигде не видно его антипода?

Антропологи изучили взаимосвязь особенностей лиц представителей разных народов и климатических факторов

Сотрудники Научно-исследовательского института и Музея антропологии имени Д.Н. Анучина, а также кафедры антропологии биологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова

Птицы смотрят в будущее

Мы отличаемся от животных тем, что можем смотреть в будущее и пренебрегать сиюминутной небольшой выгодой, чтобы потом отхватить гораздо больше. Далеко не все люди так поступают, однако все мы можем понять плюсы такой стратегии.

Мышиные результаты

Ученые МГУ добыли новые ключевые знания об иммунной системе с помощью уникальных мышей.