Ученые определили судьбу тромбоцитов

Российские исследователи во главе с учеными МГУ экспериментально установили, какие факторы определяют судьбу тромбоцитов. Результаты работы были опубликованы в журнале Journal of Thrombosis and Haemostasis.

Суть работы заключается в том, чтобы разобраться в важнейшей загадке сигнализации тромбоцитов: как эти клетки при активации делятся на два вида?», — задается вопросом ответственный автор статьи профессор физического факультета доктор физико-математических наук Михаил Пантелеев.

Существует два вида тромбоцитов (клеток, ответственных за свертывание крови): простые (агрегирующие) тромбоциты слипаются, формируя основное тело тромба, а активированные (прокоагулянтные) тромбоциты запускают процессы свертывания крови и укрепляют тело тромба.

Суть процесса сводится к следующему: когда тромбоциту приходят разные концентрации активаторов, он отвечает разной частотой импульса концентраций кальция. Митохондрии тромбоцитов собирают кальций, и когда содержание кальция превышает критическое значение, митохондрия запускает процесс клеточный смерти тромбоцита. Этот процесс получил название «митохондриальная смерть», и именно в результате нее простой тромбоцит становится активированным.

Главным методом была высокоскоростная конфокальная микроскопия: с ее помощью загрузив клетки разнообразными флуоресцентными маркерами ученые смогли проследить динамику всех основных ответов. В эксперименте, имитирующем формирование тромбов, через искусственную камеру прокачивали кровь, белки в которой были «помечены» флуоресцентными маркерами для изучения их распределения в потоке крови. Материалом служила кровь здоровых доноров, из которой путем центрифугирования и клеточной хроматографии выделялись тромбоциты.

«Нам удалось показать, что митохондрии запускают цепочку процессов, ведущих к переходу тромбоцитов в специальное активированное (прокоагулянтное) состояние. Это необходимо для понимания фундаментальных механизмов тромбоза и создания новых методов его лечения», — говорит Михаил Пантелеев.

Нейроны вместо кисточки

16–17 ноября в лектории Политехнического музея (Москва) состоится первый научно-художественный симпозиум «Brainstorms: художник в контексте нейронаук», который организует Laboratoria Art&Science Space.

Физики и лирики объединились для разгадки тайн "Черной могилы"

Солнце позирует

Ядерный спектроскопический телескоп NASA NuSTAR сделал уникальные кадры Солнца. Ему впервые удалось сделать детализированное изображение звезды.

Как жидкость течет под действием электрического поля

Рукотворная планета Земля

Эксперимент - штука сложная. Но бывают занимательные эксперименты, которые вошли в историю.  В одном из таких опытов ученые решили смоделировать планету Земля в... простой теплице.