Учёные получили новый материал, магнитные свойства которого зависят от температуры

Международному коллективу ученых с ведущими авторами из МГУ удалось получить новое интерметаллическое соединение Yb2PdGe6 и определить его физические свойства. Результаты работы опубликованы в высокорейтинговом журнале Journal of Alloys and Compounds.

Интерметаллические соединения (соединения c несколькими металлами) иттербия привлекают повышенное внимание, так как для этих соединений учеными прогнозируется широкий набор уникальных физических свойств. В опубликованной работе исследователям удалось выяснить, что соединение Yb2PdGe6показывает металлическую проводимость, которая изменяется с температурой.

«Иттербий (Yb) — зеркальный аналог церия (Ce), если рассматривать электронную структуру этих элементов: у церия один неспаренный f-электрон, а у иттербия не хватает одного электрона до заполненной f-оболочки, то есть у него одна "дырка" в f-оболочке. Соединения церия интенсивно изучались, и получены достоверные и ценные сведения о их поведении при низких температурах, и интерметаллиды церия действительно уникальны. Однако, их аналоги — соединения иттербия — изучены очень ограниченно. Объективные ограничения создаются трудностями их получения в чистом, однофазном, состоянии. Но нам удалось синтезировать соединение Yb2PdGe6 в чистом виде», — рассказывает главный автор статьи ведущий научный сотрудник химического факультета МГУ Александр Грибанов.

Важной задачей являлось правильное определение кристаллической структуры полученного соединения. Ранее структура интерметаллида Yb2PdGe6определялась разными авторами и опубликованы были три варианта ее строения. В работе Александра Грибанова с соавторами подтвержден один из известных ранее вариантов. Теперь физические свойства соединения следует сопоставлять именно с этим вариантом структуры.

Химический состав нового соединения ученые определили на сканирующем электронном микроскопе. Кристаллическая была получена методом рентгеноструктурного анализа — порошковой рентгеновской дифракции (исследования структурных характеристик материала при помощи дифракции рентгеновских лучей на порошке исследуемого образца). Низкотемпературные физические свойства соединения определены с помощью измерений магнитной восприимчивости и удельного электрического сопротивления.

«В дальнейшем мы будем получать другие новые соединения церия и иттербия и изучать их кристаллические структуры и физические свойства», — говорит Александр Грибанов.

Средневековая Русь заговорила по-немецки

Исследовательница из МГУ рассказала о языковых связях средневековой Европы и Новгорода в международном издании.

Почему вымер шерстистый носорог

Шерстистый носорог (Coelodonta antiquitatis) – один из самых распространённых видов мамонтовой фауны Евразии. Его останки обнаружены на территории от Британских островов на западе до Чукотки и Камчатки на востоке.

Останцы погибших

То, что вы прочитали наверху, - не опечатка. Если от людей после смерти остаются останки, то от гор - останцы. И в отличие от первых - это красивейшее, а зачастую просто неповторимое зрелище.

Ученые за два часа взломали алгоритм шифрования, считавшийся неприступным

Протокол шифрования, в основе которого лежат так называемые "дискретные логарифмы", считался одним из кандидатов на роль будущей системы безопасности для Интернета.

Мохнатый планшетник, надувной смартфон

Звучит невероятно, но однажды Всемирная паутина станет доступной для осязания. Модифицированные сенсорные экраны будут создавать весьма убедительные иллюзии, заставляя верить, что трогаешь реальные вещи.