Новый вид бесхлорофилльного растения рода Seychellaria

Ученые МГУ совместно с коллегой из Королевских ботанических садов Кью (Великобритания) нашли на о. Мадагаскар новый вид растения из рода Seychellaria и назвали его Seychellaria barbata (Сейшеллярия бородатая). Результаты исследования опубликованы в журнале Phytotaxa.

«Новый для науки вид Seychellaria barbata (Сейшеллярия бородатая) относится к семейству триурисовые (Triuridaceae), включающему исключительно невысокие и малозаметные травы, питающиеся за счет симбиоза с грибами. Они не содержат хлорофилл и, как следствие, лишены зеленой окраски. Изучение данного вида позволило нам уточнить морфологическую характеристику всего рода Seychellaria» — рассказывает Максим Нуралиев, старший научный сотрудник кафедры высших растений биологического факультета МГУ.

К триурисовым относятся бесхлорофилльные сапрофитные травы — обычные растения тенистых лесов в тропиках Центральной и Южной Америки, Западной Африки, Мадагаскара, Сейшельских островов, Азии, Полинезии и Австралии. Растения ведут микотрофный образ жизни (питаются засчет грибов) на лесной подстилке и перегнойной почве под пологом деревьев, на гниющих пнях, дуплистых стволах и даже на термитниках.

Растение Seychellaria barbata было обнаружено Максимом Нуралиевым в ходе экспедиции на о. Мадагаскар. На месте были сделаны детальные фотографии цветков и соцветий. Совместно с Антоном Беэром были изучены детали строения этого растения, сделаны необходимые измерения и составлено описание. Кроме того, цветки были изучены при помощи сканирующего электронного микроскопа.

По словам автора работы, научная ценность исследования заключается в открытии неизвестного ранее для мировой флоры вида, а также в ряде выводов о закономерностях эволюции этой группы растений. Сведения о видовом разнообразии конкретных территорий, в особенности о наличии редких видов, необходимы для организации охраны оставшихся к настоящему времени фрагментов дикой природы.

«Многие группы бесхлорофилльных растений в принципе недостаточно изучены: неизвестны детали их строения, способ опыления, особенности питания и т.п. Собранный материал Seychellaria barbata будет в дальнейшем использован для изучения анатомии и развития цветков, а также строения генома. Кроме того, продолжается разработка систематики этой группы растений: будет детализирована их классификация и, возможно, появятся новые виды» — говорит Максим Нуралиев.

«Супергерои» среди материалов для сверхбыстрой передачи информации

Международная группа ученых под руководством исследователей из МГУ имени М.В.Ломоносова впервые смогла при помощи нелинейных метаматериалов продемонстрировать эффект по

Российские ученые усовершенствовали метод химического анализа проб сложного состава

Ученые химического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова вывели новые уравнения, которые позволяют проводить рентгенофлуоресцентный анализ с большей точностью, чем это по

Окололунная орбита

Окололунную орбиту не следует путать с орбитой луны — траекторией движения Луны относительно Земли.

Физики и лирики объединились для разгадки тайн "Черной могилы"