cентябрь-ноябрь 2020
September – November 2020
09-11 октября 2020

Ученые доказали стабильность минерала железистого бриджманита в нижней мантии Земли

Учеными МГУ в составе международного коллектива было впервые доказано существование железистого бриджманита и обоснована стабильность этого минерала во всем диапазоне глубин нижней мантии Земли. Результаты работы опубликованы в журнале Science Advances.

«Согласно современным представлениям, минерал бриджманит является основной фазой нижней мантии, на которую приходится около 1/3 объема Земли. Соответственно, физические свойства бриджманита имеют решающее значение для понимания динамики нашей планеты и в значительной степени определяют процессы на ее поверхности — от глубокофокусных землетрясений до геохимических циклов, ответственных за образование месторождений полезных ископаемых. Исследование бриджманита при параметрах его термодинамической устойчивости крайне затруднено, что определяет противоречивые оценки его физических свойств», — рассказывает профессор кафедры петрологии геологического факультета МГУ, доктор геолого-минералогических наук Андрей Бобров.

Группой исследователей из МГУ имени М.В.Ломоносова (Москва, Россия), Баварского Геоинститута (Байройт, Германия), Европейского центра синхротронного излучения (Гренобль, Франция) благодаря использованию алмазных наковален с лазерным нагревом было впервые доказано существование железосодержащего бриджманита (со структурой перовскита) и обоснована его стабильность во всем диапазоне глубин нижней мантии Земли.

Успешно синтезировав железистый бриджманит ученые показали, что он стабилизируется присутствием трехвалентного железа (изученный синтезированный кристалл отвечает составу (Fe2+0.64(2)Fe3+0.24(2))Si1.00(3)O3) и, по сравнению с бриджманитами другого состава, имеет аномально низкую сжимаемость. Этот уникальный эффект может быть использован для интерпретации латеральных сейсмических неоднородностей в нижней мантии Земли.

«Экспериментально показано, что для железосодержащего бриджманита скорости звуковых волн на 2% ниже, чем в магнезиальном бриджманите, что особенно важно для объяснения данных сейсмической томографии. Кроме того, было установлено, что для железистого бриджманита, синтезированного в условиях нижней мантии, характерно значительное количество структурных дефектов, которые не характерны для таких высоких давлений. Установленные различия в свойствах железистого и магнезиального бриджманитов указывают на значительную «гибкость» структуры и состава этой нижнемантийной фазы, что может быть использовано для интерпретации целого ряда геохимических и геофизических наблюдений», — говорит Андрей Бобров.

Заглянуть в голову животным

Правда ли, что ваша собака думает только о еде, сне и погоне за кошками? Правда ли, что кот вашей девушки имеет что-то против вас? Правда ли, что коровы – всего лишь ходячие гамбургеры, а голуби претендуют на мировое господство?

Физики объяснили форму «винных слез»

Ученые из США разработали теорию, которая использует концепцию ударных волн, для объяснения формы «винных слез».

Впервые обнаружен экситон Махана

Робот варит цирконий

Основная задача робота-сварщика – сварка циркониевых деталей для ядерных реакторов.

Ученые МГУ исследовали синдром системного воспаления организма