Химики изучили процессы, происходящие с углеродными нанотрубками при их химической и физической обработке

Химики из МГУ имени М.В.Ломоносова, используя метод рамановской спектроскопии, проследили и визуализировали процессы, происходящие с углеродными нанотрубками, которые подвергались окислению азотной кислотой и последующему нагреву, а также использовались как носитель для кобальтовых катализаторов. Результаты исследования ученые представили в журнале Physical Chemistry Chemical Physics.

В своей работе ученые использовали рамановскую спектроскопию или, как её называют в русскоязычной литературе, спектроскопию комбинационного рассеяния. Данный метод позволяет проследить и визуализировать процессы, происходящие с углеродным материалом при его химической или физической обработке.

«Как правило, возможности этого метода используются далеко не полностью. Это связано с несколькими трудностями: с трудоёмкостью математической обработки большого количества спектров, с тем, что метод не является количественным и, кроме того, до конца не ясны причины появления некоторых линий в спектрах, из-за чего невозможно сравнивать разные виды углеродных материалов между собой», — комментирует работу первый автор статьи Сергей Черняк, научный сотрудник кафедры физической химии химического факультета МГУ.

В работе химики попытались показать, что, несмотря на все эти недостатки, рамановская спектроскопия способна добавить недостающую часть информации к данным классических методов исследования. Это и было продемонстрировано на примере углеродных нанотрубок, которые в ходе исследования подвергались химической и физической обработке, а именно окислению азотной кислотой и последующему нагреву, также их использовали в качестве носителя для кобальтовых катализаторов.

«Мы окисляли углеродные нанотрубки в течение разного времени и изучали их методом рамановской спектроскопии. Мыслей о таком объёмном исследовании ещё не было, и мы просто рассчитали стандартные параметры, используемые повсеместно. Но в какой-то момент я наткнулся на пример математической обработки и решил применить это в своём случае. После чтения огромного количества литературы и обработки около 70 спектров, статья приобрела конечную форму», — рассказывает Сергей Черняк. Помимо спектроскопии комбинационного рассеяния в работе были использованы методы просвечивающей электронной микроскопии, рентгеновской фотоэлектронной спектроскопии, рентгенофазового анализа, низкотемпературной сорбции азота и термоанализа.

Результаты этой работы уже применяются в исследованиях углеродных нанотрубок, модифицированных атомами азота, графена и других углеродных наноматериалов. Данные, полученные для нанотрубок, использованных в качестве носителей для катализаторов гидрирования СО, позволили лучше понять процессы, которые происходят с системой кобальт — углеродные нанотрубки на стадиях синтеза, активации и испытаний катализаторов.

Работа выполнена при участии исследователей из Института общей и неорганической химии имени Н.С. Курнакова РАН и Наньянского технологического университета (Сингапур).

Грунтомёт, шумомер и молекулы от депресии

Какие разработки молодых учёных вдохновили журналистов «КШ» на Форуме в Нижнем Новгороде

Химики МГУ запатентовали метод получения топлива из грибов

Физики исследовали свойства сплавов Гейслера

Международная группа исследователей при участии ученых из МГУ имени М.В.Ломоносова проанализировала свойства сплавов Гейслера.

Томские ученые вновь провели эксперименты на площадке аэропорта Толмачево