Астрофизики нашли третью звезду в системе CV Boo

Ученые Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга (ГАИШ) МГУ имени М.В.Ломоносова во главе международного научного коллектива обнаружили третью звезду в звездной системе CV Boo, ранее считавшейся двойной. Работа опубликована в журнале Astrophysics and Space Science.

«В короткопериодической затменной двойной звездной системе CV Boo открыт кандидат в третье тело на сильно эллиптической орбите», — утверждает Алексей Богомазов, главный автор исследования, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник отдела звездной астрофизики ГАИШ МГУ.

В работе использовались фотометрические наблюдения и метод светового уравнения (тайминг затмений) с наземного телескопа Майданакской обсерватории Астрономического института имени Мирзо Улугбека (Узбекистан). Авторы из МГУ построили модель, проанализировали моменты минимумов CV Boo из своих наблюдений и нашли свидетельства в пользу существования третьей звезды в системе на очень вытянутой орбите, а также изучили вековые изменения периода CV Boo, которые свидетельствуют о возможных дополнительных телах в системе.

«В случае подтверждения этого кандидата система CV Boo станет чрезвычайно интересной для исследования динамики многих тел, так как открытый кандидат располагается вблизи хаотической зоны, находясь в которой третье тело может вылететь из системы, а центральная двойная система может расшириться или схлопнуться. Если схлопывание произойдет до того, как компоненты центральной двойной станут белыми карликами, то мы сможем увидеть с Земли вспышку сверхновой типа Ia», — рассказывает Алексей Богомазов.

Исследования проводились совместно с сотрудниками Главной астрономической обсерватории НАН Украины, Астрономического института имени Улугбека Академии наук Узбекистана и Института астрономии РАН (ИНАСАН).

Затерянный мир Конан Дойла в России

Конан Дойл, выдумав «Затерянный мир», наверняка не мог предполагать, что в центре Таймыра далёкой и непонятной России, за Северным полярным кругом, на восточном берегу реки Енисей существует реальный мир, ещё более прекрасный, чем описанное им плато.

Погода как двигатель истории

Последние несколько лет оказались чуть ли не самыми жаркими за всю историю наблюдений. Угрожает ли Земле климатический катаклизм? Между прочим, с XIV по XIX век страны Северного полушария тоже переживали погодные трудности.

Заглянуть в будущее. "В мире науки" — о комплексной научной программе ОИВТ РАН

Больше Эйфелевой башни и авианосца Нимиц

На представленных снимках - изображение самой большой в мире машины, способной к самостоятельному передвижению.

Почти разумный суперкомпьютер

Искусственный  интеллект все еще фантастика. Однако год назад появилась система, которая справляется с обработкой конструкций человеческого языка лучше, чем человеческий мозг. Это еще не мышление, но уже кое-что.